Как ЕС может содействовать верховенству права в Украине?

Четверг, 4 июня 2015, 09:15 — Люк Ванкраен, предприниматель

Прошел год после трагических событий на Майдане, было проведено много реформ, но деятельность Министерства юстиции не радует результативностью. Украинская система судопроизводства не в состоянии посадить за решетку тех, у кого есть власть и достаток.

Не бывают успешными страны, где царит беззаконие. И если в ближайшее время в Украине не будет закреплено верховенство права, всем остальным экономическим и социальным реформам, ради которых были многочисленные жертвы, будет грозить опасность.

Украинские общественные организации по борьбе с коррупцией осознают эту ситуацию, о чем свидетельствует их официальное обращение к чиновникам ЕС о создании совместного контролирующего органа Украина–ЕС, уполномоченного расследовать уголовные правонарушения в сфере нецелевого использования средств ЕС. Но, возможно, не только средства ЕС должны иметь пользу от верховенства права?

Верховенство права – это правовой принцип, который предусматривает, что ни один человек не стоит выше закона, и резко контрастирует с идеей, что правитель, законодатель может быть выше закона. По этому принципу каждый гражданин подчиняется закону, в том числе и законодатели.

Установление принципа верховенства права – нелегкая задача. Для этого недостаточно иметь эффективное законодательство и высокооплачиваемых судей. Культура верховенства права должна прослеживаться во всей правовой структуре. Переход Украины к верховенству права требует тщательной подготовки, наставничества, мониторинга, надлежащего вознаграждения и соответствующего найма и оценки и судей, и прокуроров.

Для достижения этой цели ЕС в рамках оказания помощи Украине мог бы создать фонд принципа верховенства права, который будет способствовать улучшению деятельности Министерства юстиции в нескольких направлениях.

Подготовка

ЕС может привлечь Европейскую сеть подготовки судей (European Judicial Training Network) как основную платформу и промоутера для обучения и обмена знаниями европейского судопроизводства. Эта сеть представляет интересы более 160 000 европейских судей, прокуроров и специалистов по подготовке кадров во всей Европе. Главная цель этой организации заключается в содействии развитию общей правовой и судебной европейской культуры.

Украинские судьи, прокуроры и специалисты по подготовке кадров должны получить доступ к ресурсам Европейской сети подготовки судей: пройти соответствующее обучение и получить помощь в вопросах правовой культуры.

Всем прокурорам и судьям нужно пройти переподготовку, чтобы иметь возможность и дальше работать на этих должностях и соответствовать указанным требованиям. Если сосредоточиться на культуре верховенства права, а не на конкретном законодательстве, то масштабное проведение такого обучения для украинских судей не потребует значительных усилий.

Наставничество

Идеальным вариантом при переходе к обществу, где господствует принцип верховенства права, было бы привлечение бывших судей и прокуроров ЕС для помощи украинским коллегам.

Евросоюз может инициировать оплачиваемую программу в Украине для судей и прокуроров ЕС, которые уже вышли на пенсию и хотят сделать свой вклад в развитие общества.

Таким образом, каждый судебный округ Украины получил бы опытных наставников – судей и прокуроров, которые проживали бы на территории Украины, помогая украинским коллегами и имея право доступа к судебным делам на каждом этапе при условии соблюдения строгой конфиденциальности. В ЕС насчитывается около 160 000 судей и прокуроров, то есть около 50 000 пенсионеров – потенциальных кандидатов для реализации такой программы.

Мониторинг

Команда наставников определенного судебного округа могла бы проводить мониторинг в другом судебном округе.

Мониторинговая команда – это команда, где государственные или общественные организации Украины могут получить консультацию и выразить свою обеспокоенность или пожаловаться на очевидные нарушения или отсутствие трудовой этики. Мониторинговая команда может принять во внимание замечания, которые, по ее мнению, правомерны, и довести их до сведения команды-наставника.

Реестр имущества и доходов

Все судьи и прокуроры должны представить сведения об имущественном положении и доходах. Если указанные сведения не совсем соответствуют действительности, то все неуказанные имущественные активы подлежат конфискации + уплате штрафа. Тех судей или прокуроров, которые не могут достоверно объяснить источники происхождения того или иного имущества, нужно увольнять с должности.

Денежное вознаграждение

Для обеспечения независимости и беспристрастности судей и прокуроров стоит установить надлежащий уровень заработной платы, который обеспечил бы достойную жизнь и должное денежное вознаграждение за годы учебы и напряженной работы. Уровень заработной платы следует определять заранее и в течение ближайших пяти лет увеличивать ее по договору о соблюдении принципа верховенства права, заключенного с Министерством юстиции Украины.

В течение этого пятилетнего срока ЕС мог бы частично субсидировать заработные платы работникам судебной системы, а дальнейшее закрепление принципа верховенства права улучшает возможность правительству страны накапливать доходы и обеспечивать достойную оплату работникам судебной системы без дополнительной помощи.

Через пять лет Украина получит действующий принцип верховенства права и надлежащее денежное вознаграждение судей и прокуроров.

Назначение на должности и оценка

Назначение на должность судьи или прокурора должно происходить по результатам экзаменов, а дальнейшее продвижение по карьерной лестнице – базироваться на результатах экзаменов и/или экспертной оценке, а не на политических предпочтениях. Закрепление механизма таких процедур и оценки соответствия должности можно провести в рамках тесного сотрудничества с судьями, которые мигрировали за границу. Они могут составить список соответствующих рекомендаций для рекрутинга и оценки для продвижения по службе.

Нужно ежегодно проводить оценку качества работы работников судебной системы и в случае безусловной негативной оценки (как со стороны внутренних наблюдателей, так и наблюдателей ЕС) – проводить служебное расследование. Если во время служебного расследования будут выявлены основания для увольнения судьи, он/она должны быть уволены в порядке, установленном законом.

Фонд верховенства права

У ЕС есть ряд различных инициатив, чтобы помочь Украине перейти на принцип верховенства права. Без сомнения, все текущие усилия не могут кардинально изменить ситуацию.

Наибольшее опасение Запада – это незаконное присвоение выделенных средств. Лучший способ предотвратить это – действующая и эффективная судебная система.

Те, кто при власти, практически не заинтересованы в переходе на принцип верховенства права. Как только заработает этот правовой принцип, они не смогут в дальнейшем контролировать этот процесс, и в этом заключаются их опасения. И все же отказать фонду и саботировать его действия будет крайне трудно, поскольку благодаря экспатриированным судьям и прокурорам будет достаточно возможностей для контроля над ситуацией.

 Вот некоторые из основных задач фонда верховенства права:

· оплата обучения сотрудникам Министерства юстиции

· оплата расходов наставникам и членам мониторинговых команд во время пребывания в Украине

· временное субсидирование заработных плат

· помощь в создании реестра имущества и доходов, а также его дальнейшее сопровождение

· помощь в разработке процедуры и оценке соответствия

· помощь в рекрутинге и оценке судьи

Если система пройдет обучение, получит должное вознаграждение и дальнейшее сопровождение, то через небольшой промежуток времени она сможет сама себя содержать. Прежде всего для финансирования бюджета правосудия до предварительно установленного уровня нужно использовать взыскание штрафных санкций.

И наконец, Украина смогла бы попробовать себя в роли испытательного полигона для запуска системы, которая обеспечит быстрое становление принципа верховенства права в стране. Главная разница между автократическим капитализмом России и либеральным капитализмом ЕС заключается в господстве верховенства права, и именно по этой причине выделение средств на такую инициативу имеет смысл.

 

Автор: Люк Ванкраен,

предприниматель, работающий в Украине, выпускник MBA Бостонского университета

Статья подготовлена VoxUkraine.org специально для "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.