Почему украинский экспорт в ЕС падает – мнение бизнеса

Четверг, 30 июля 2015, 16:22 — Юрий Панченко, Европейская правда

В апреле прошлого года вступили в силу автономные преференции ЕС. Их принятие – жест помощи ЕС украинским экспортерам. Уже больше года как украинские товары экспортируются в Евросоюз по нулевым пошлинам, в то время как украинский рынок по-прежнему защищен от европейского импорта.

Действие автономных преференций должно было компенсировать Украине проблемы на рынках Таможенного союза.

Однако, как показала практика, этим надеждам не было дано реализоваться.

Значительный позитивный эффект от действия автономных преференций можно было видеть во втором квартале прошлого года – по итогам этого квартала экспорт в ЕС вырос более чем на 30%.

Однако результаты последующих месяцев оказались значительно хуже, а уже в четвертом квартале 2014 года украинский экспорт в ЕС уже показал спад.

В 2015 году этот спад не только продолжился, но и углубился. По данным Госстата, по итогам января-мая 2015 года он упал на 33,5%, что практически полностью совпадает с общим показателем – падение на 35,9%. Падение украинского экспорта в РФ составило более 60%.

Почему действие автономных преференций не оправдало возложенных надежд?

От ответа на этот вопрос зависит не менее важное – когда же позитивный эффект от торговли с Европой перекроет проблемы на рынках Таможенного союза?

Ранее в правительстве спад украинского экспорта в ЕС поясняли в первую очередь активизацией боевых действий на Донбассе, одним из результатов которого стала остановка ключевых производств региона.

Однако все ли проблемы можно объяснить одними лишь военными действиями?

В этой связи было бы интересно узнать мнение самих экспортеров - согласны ли они с такими оценками?

Возможность сравнить выводы чиновников и бизнеса дает исследование "Автономные торговые преференции ЕС: взгляд экспортеров", подготовленное Институтом экономических исследований и политических консультаций (IER).

Исследование базируется на опросе 1009 предприятий, большинство из которых проводят экспортную деятельность или же планируют начать ее.

Опрос показал ряд интересных результатов.

Во-первых, с момента начала действия автономных преференций до конца прошлого года экспортом в ЕС занялось 5302 предприятия, которые ранее на этом рынке не работали. 

В то же время 2299 компаний, ранее экспортировавших свою продукцию в ЕС, перестали это делать.

Можно предположить, что подавляющее большинство последних – это компании из зоны АТО, у которых сейчас действительно нет возможности экспортировать свою продукцию в ЕС. Однако количество новых игроков на европейском рынке полностью компенсирует эту потерю, в том числе – и по объемам экспорта.

Выходит, что попытки объяснить падение украинского экспорта в ЕС одним лишь фактором АТО не соответствуют реальному состоянию дел.

В то же время в исследовании отмечается, что 55% тех компаний, что ранее проводили и сохранили экспортные поставки в ЕС, резко снизили их объемы.  

Выходит, что основная причина падения украинского экспорта в ЕС – именно в работе предприятий не из зоны болевых действий. Предприятий, которые просто теряют свою долю на европейском рынке, но не могут приспособиться к работе в новых условиях.

Позитивная новость – большое количество украинских компаний, начавших работу в ЕС, указывает на нереализованный потенциал.  Большинство из этих компаний способны увеличить свое присутствие в Европе, а значит – уже в ближайшей перспективе обеспечить высокие темпы украинского экспорта в ЕС.

Однако есть и другие причины, препятствующие активному использованию преференций ЕС.

Согласно опросу бизнеса, значительная часть просто не информирована об открывшихся возможностях на рынках ЕС. Об этом заявили более 20% респондентов, в первую очередь – представители малого и среднего бизнеса.

"Слабая информированность бизнеса стала одной из ключевых проблем, препятствующих украинскому экспорту. В первую очередь, проблема в работе бизнес-ассоциаций. Они выполняют лоббистские функции, но часто не информируют своих членов о возможностях для работы на внешних рынках", - говорит директор IER Игорь Бураковский.

Интересная деталь – уровень неинформированности бизнеса существенно отличается в отдельных регионах Украины: выше на востоке и ниже на западе.

В IER последнее объясняют большими возможностями западноукраинского бизнеса для получения информации.

"Необходимость использования английского языка является проблемой для бизнеса из всех регионов. Однако есть разница, связанная с тем, что документы ЕС переводят на все языки стран-членов. Как правило, на западе Украины хорошо понимают польский, румынский или словацкий языки, что открывает большие возможности для местного бизнеса", - поясняет исполнительный директор IER Оксана Кузякив. 

Вторая проблема – сложность с нахождением торговых партнеров в ЕС – эта проблема практически одинаково характерна как для малого, так и для крупного бизнеса.

В IER отмечают – во многом сложности с поиском европейских партнеров связаны с невозможностью для украинских компаний гарантировать долгосрочные поставки.

"Для украинских компаний часто выход в ЕС – это возможность продать имеющуюся продукцию. В то же время у европейских торговых сетей мало интереса к работе с ситуативными поставщиками, даже если их условия выгодны для них. Куда более ценится возможность долгосрочного сотрудничества, что украинские компании далеко не всегда готовы обеспечить", - уточняет Игорь Бураковский.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.