ВТО – 20 лет: как будет двигаться дальше крупнейша торговая организация

Понедельник, 19 октября 2015, 15:55 — Александра Бровко, для Европейской правды

В этом году Всемирная торговая организация (ВТО) празднует свое 20-летие.

Именно двадцать лет назад Уругвайский раунд переговоров завершился подписанием Маракешского соглашения и созданием международной организации, которая сейчас охватывает 161 члена, из которых 33 члена (и Казахстан, который пока формально не является членом ВТО) присоединились к организации позже, после 1995 года. ВТО сегодня – это более трех десятков соглашений и обязательств на тридцати тысячах страниц и полноценный механизм разрешения споров.

И это лишь вершина айсберга.

За 20 лет своего существования ВТО превратила торговлю в инструмент социально-экономического роста, устойчивого развития, защиты окружающей среды, поощрения инноваций и создания справедливых рыночных условий для бизнеса.


Как все начиналось

Прототип ВТО пытались создать еще в середине ХХ века. Вместе с МВФ, Всемирным банком в рамках Бреттон-Вудской системы должна была функционировать Международная организация торговли.

Однако устав данной организации (Гаванская хартия) оказался слишком прогрессивным для послевоенного времени, и Международной организации торговли не суждено было появиться.

Как следствие, более полувека международная торговля товарами регулировалась в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года (ГАТТ-1947), а государства продолжали встречаться на раундах торговых переговоров для дополнения системы все новыми и новыми правилами.

Решающим стал Уругвайский раунд. Его участники вспоминают, что при подписании Маракешского соглашения об учреждении ВТО их не покидала мысль о том, что же они сделали – "модернизировали правила торговли, которые существовали во времена ГАТТ, или создали монстра".

Квинтэссенция организации такова: все соглашения ВТО – это результат переговоров, а сама система права ВТО – это альянс права, экономики и политики.

Именно этот постулат является ключевым для понимания системы ВТО и особенностей ее функционирования.

Как отмечают создатели ВТО, без политиков обойтись было невозможно, однако наибольшего успеха в переговорах удавалось достичь именно при малейшем их участии. Поскольку соглашения ВТО создавались в процессе переговоров государств с различными, а порой и противоположными интересами, они полны положений с неоднозначной трактовкой ("constructive ambiguity"), и каждая запятая имеет важное значение для толкования обязательств в рамках ВТО. Поэтому в "джунглях" права ВТО без юристов не разобраться.

Итак, с созданием ВТО система международной торговли стала всеобъемлющей.

Сейчас ВТО – это торговля товарами, услугами, вопросы интеллектуальной собственности, связанные с торговлей инвестиции, торговля сельскохозяйственными товарами, содействие торговле, торговля высокотехнологичными товарами, устойчивое развитие. И этот список можно продолжать, поскольку ВТО не прекращает эволюционировать, отвечая на новые вызовы ХХІ века.

В качестве примера можно привести начало переговоров по либерализации торговли "зелеными" товарами (переговоры были начаты четырнадцатью государствами 8 июля 2014 года).


Соглашения ВТО и национальные правовые системы

Соглашения ВТО – это международные договоры, которые ратифицируются государствами-членами ВТО, становясь частью национального законодательства. В некоторых государствах (например, в Швейцарии) некоторые нормы соглашений ВТО имеют прямое действие.

Однако членство в ВТО – это бесконечная домашняя работа государства над приведением своего законодательства в соответствие с положениями соглашений ВТО. Почему она бесконечная?

Потому что любой нормативно-правовой акт должен обязательно проверяться на соответствие обязательствам государства в рамках ВТО. В противном случае судьба такого акта будет непродолжительной, а государство будет иметь серьезный разговор с торговыми партнерами.

Благодаря четко прописанным процедурам нотификации от внимания ВТО не ускользнет ни один нормативно-правовой акт, де-юре или де-факто нарушающий соглашения ВТО.

Особенно это актуально сейчас, в эпоху "гонки реформ", когда чуть ли не ежедневно в авральном порядке появляются все новые и новые законопроекты.

Как утверждают в кулуарах ВТО, от "всевидящего ока" ничего не скроется, и если реакция ВТО и торговых партнеров на те или иные мероприятия не происходит моментально, это вовсе не свидетельствует о том, что ее не будет вообще.

Наоборот, она может появиться в самый неожиданный момент.

Поэтому обязательства в рамках ВТО можно рассматривать как своеобразные рамки для правотворческой и правоприменительной деятельности.

Например, в 2011 г. Верховная рада Украины приняла закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения государственной поддержки развития сельского хозяйства", который предусматривал продажу квот на экспорт зерна с аукциона. Однако впервые в практике нашего государства на данный закон было наложено вето из-за несоответствия его положений обязательствам Украины в ВТО.

Так же при проведении антидемпинговых, антисубсидиционных и специальных защитных расследований Министерство экономического развития и торговли должно придерживаться не только норм национального законодательства, но и соответствующих положений Соглашений ВТО и практики их применения.

Следовательно, национальное законодательство – это основа для выполнения государством своих обязательств в рамках ВТО, поскольку именно государство принимает нормативные акты, регулирующие весь спектр вопросов, связанных с торговлей на национальном уровне. Вместе с тем любой регуляторный акт или даже неформальная практика могут стать основой для инициирования процедуры разрешения споров в рамках ВТО.

Поэтому к правотворческому процессу необходимо подходить с особой осторожностью, проводя обязательную проверку проектов нормативных актов на соответствие требованиям права ВТО. При этом такую проверку необходимо проводить на стадии разработки проектов нормативных актов, а не после их вступления в силу.


Система урегулирования споров ВТО, или "jewel in the crown"

Настоящая жемчужина организации – механизм урегулирования споров ВТО. В качестве доказательства – немного статистики и сравнения:

▪ За 20 лет существования в ВТО было решено 498 споров;

▪ За 68 лет функционирования Международного суда ООН – 161 спор;

▪ За 20 лет существования Международного трибунала по морскому праву – 24 спора;

▪ За 21 год существования НАФТА – 3 спора.

Процедура урегулирования споров ВТО является четко регламентированной, что позволяет прогнозировать сроки и стадии урегулирования спора (чего очень не хватает другим международным адьюдикационным органам).

Так, чтобы пройти все стадии разрешения споров в ВТО, необходимо в среднем два года. В Международном суде ООН – 4 года, НАФТА (Глава 11) – 5 лет, в Международном центре решения инвестиционных споров (ICSID) – 3,5 года.

Цифры говорят сами за себя. Кроме того, процедура урегулирования споров в ВТО является сочетанием дипломатии и права.

Например, первый этап – консультации – чисто дипломатический. А уже рассмотрение спора третейской группой и постоянно действующим Апелляционным органом ВТО – это правовые процедуры. Также в ВТО есть процедура компенсации (как временная мера), механизм надзора за выполнением решений и применением ответных мер, если ответчик по делу не выполняет решение. При этом даже Антигуа и Барбуда (площадь которого – всего 440 км2) может "наказать" США за неисполнение решения по делу.

При этом в последнее время споры становятся более комплексными и сложными.

По подсчетам юридического департамента ВТО, в среднем один спор охватывает 162 заявленных нарушения ("claims") об обжаловании 22 ограничительных мер.

В одном текущем споре обжалуются 196 ограничительных мероприятий и заявляется о 686 нарушениях. Возрастает роль и количество третьих лиц при рассмотрении споров. Так, в одном действующем споре насчитывается 36 третьих лиц.

На данный момент 102 из 161 члена ВТО (63%) участвовали в системе урегулирования споров ВТО.

Большое количество споров, решенных в рамках ВТО, и активная позиция государств также обусловлена тем, что в ВТО за каждым спором стоит внушительный бизнес-интерес. Недаром в кулуарах некоторые дела даже называются именами компаний, чьи права были нарушены (самый яркий пример – дело по субсидированию "Boeing – Airbus" ( DS316, DS353).

Поэтому ВТО становится форумом для решения все большего количества споров, и государства пытаются оспорить в организации меры, имеющие даже косвенное отношение к торговле, поскольку за 20 лет данный механизм доказал свою эффективность.


Вызовы ХХІ века

Может сложиться впечатление, что в сфере международной торговли дела идут как никогда хорошо и никакие вызовы ВТО не страшны. К сожалению, это не совсем так.

Осложнение отношений и структур бизнеса, появление новых товаров/услуг, изменение традиционных парадигм мировой торговли, экономические кризисы значительно усложняют функционирование организации, заставляя последнюю вовремя реагировать на изменения.

Довольно серьезным вызовом для многосторонней системы торговли является стремительное увеличение количества соглашений о преференциальной торговле (зоны свободной торговли и таможенные союзы). По состоянию на апрель 2015 года в ВТО было нотифицировано 449 соглашений о преференциальной торговле, из которых 262 вступили в силу.

Отдельного внимания заслуживают так называемые "мегарегиональные" соглашения о ЗСТ, например, между ЕС и США или между ЕС и Канадой.

Ходили слухи, что с созданием ЗСТ между ЕС и США потребность в ВТО отпадет. Однако пока переговоры по ЗСТ напоминают "le cafe du commerce", и чтобы делать определенные выводы, необходимо дождаться их результатов.

Также довольно часто в рамках соглашений о преференциальной торговле стороны предусматривают существование механизма разрешения споров. Однако цифры снова говорят сами за себя:

▪ В конце 2010 года в 82 из 443 споров в ВТО истцом и ответчиком выступали государства-члены соглашений о преференциальной торговле;

▪ В настоящее время 19% всех споров в рамках ВТО – это споры между государствами-членами соглашений о преференциальной торговле.

То есть, несмотря на наличие альтернативы, ВТО все равно остается основным форумом для урегулирования торговых споров. И эта тенденция имеет все шансы сохраниться надолго.

Кстати, если посмотреть на недавно опубликованное предложение ЕС относительно системы разрешения инвестиционных споров в соглашении о ЗСТ с США (Transatlantic Trade and Investment Partnership), то можно заметить много общих черт с урегулированием споров ВТО. Совпадение?.. Вряд ли.

Другим важным вызовом для ВТО является балансирование между принципами свободной торговли и другими ценностями (например, общественная мораль, национальная безопасность, жизнь или здоровье людей, животных и растений и т.п.). Например, в делах Australia – Plain Packaging (DS435, DS441, DS458 и DS467) на одной чаше весов лежит право производителей сигарет использовать торговую марку, а на другой – забота о здоровье нации. Так же в деле Canada – Feed-in Tariff (DS426) стоял вопрос баланса между субсидированием и развитием рынка альтернативной энергетики.

Похожие вопросы могут возникать касательно защиты окружающей среды, прав и свобод человека. Однако каждый такой вопрос будет иметь экономические, правовые и политические составляющие, за счет взаимодействия которых возможно будет сбалансировать либерализацию торговли и общественные ценности или вопросы безопасности.

Другой вопрос – это применение санкций Украиной, США и ЕС против России и применение "зеркальных санкций" Россией в ответ.

Останавливается торговля товарами и услугами, что, безусловно, противоречит правилам ВТО. Однако никакие правила не могут функционировать без исключений, и Украина, ЕС и США, негласно опираясь на статьи ХХІ ГАТТ и XIV-bis ГАТС, вводят ограничительные меры из соображений национальной безопасности.

Из каких соображений "контрмеры на контрмеры" вводит Россия – вопрос риторический. В таком случае произвольное применение ограничений будет иметь воздействие на многостороннюю систему торговли в рамках ВТО, как и на систему международного права в целом.


Quo vadis?

15-18 декабря этого года состоится десятая Министерская конференция ВТО в Найроби (Кения). Надеемся, что она будет не менее результативной, чем девятая Министерская конференция на Бали.

Традиционно болезненной является Дохийская повестка дня: решат ли государства открытые вопросы или полностью откажутся от нее и начнут все с чистого листа. Однако любое решение, касающееся будущего некогда Дохийского раунда переговоров, а сейчас Дохийской повестки дня, должно способствовать дальнейшему развитию многосторонней системы международной торговли.

Несомненно, в дальнейшем будет расти понимание бизнеса, инструменты ВТО, несмотря на их публично-правовой характер, могут влиять на конкретные бизнес-интересы как положительно, так и отрицательно. Уже сейчас крупные корпорации создают отдельные подразделения для стратегического планирования международной торговли, просчитывания наличия мер тарифного и нетарифного регулирования и их влияния на торговлю. В дальнейшем кооперация между бизнесом и властью будет только укрепляться.

Традиционно популярными остаются меры торговой защиты – от антидемпинговых до компенсационных и специальных. В дальнейшем будут проводиться внутренние реформы государств-членов ВТО и будут находиться те, чьи права и интересы такие реформы нарушают.

Таким образом, несмотря на все вызовы, ВТО будет оставаться эффективным регулятором международной торговли на многостороннем уровне, а власть, бизнес и граждане – все больше чувствовать благотворное влияние международной торговли и социально-экономическое развитие государств.

За 20 лет ВТО не словом, а делом ("acta non verba") продемонстрировала способность находить консенсус даже по проблемным вопросам.

ВТО – это не только система координат для международной торговли, это важный участник современной геополитики, и каждая Министерская конференция ВТО сопровождается большими ожиданиями, а каждая неудача по ее результатам подвергается детальному анализу. Поэтому надеемся на достижение новых позитивных договоренностей в Найроби.

 

Автор: Александра Бровко,

юрист ЮФ "Sayenko Kharenko"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.