Инаугурация с привкусом скандала: Грузия вошла в новую политическую реальность

Понедельник, 17 декабря 2018, 15:22 — , Европейская правда
Фото: channelstv.com

Вместе с инаугурацией нового президента Грузия официально перешла в новую политическую реальность. Ведь одновременно вступили в силу изменения в Конституцию, согласно которым страна окончательно перешла к парламентской модели, где президента выбирают депутаты.

В то же время инаугурация показала, что новая политическая реальность будет гораздо более нестабильной, чем до сих пор.

Напомним, президентские выборы в Грузии стали наиболее острыми и непредсказуемыми за последние шесть лет – с момента поражения на парламентских выборах партии Михеила Саакашвили в 2012 году и прихода к власти "Грузинской мечты".

Главным уроком последних выборов стало фактическое возвращение в большую политику "Национального движения".

Партия экс-президента, которую много лет называли окончательно маргинализированной, смогла выдвинуть кандидата, которого поддержали другие оппозиционные силы и который не только вышел во второй тур, но и имел приоритетные шансы на победу.

Новое поражение Саакашвили: что будет означать избрание первой женщины-президента Грузии

В конце концов, победу новому президенту Саломе Зурабишвили принес как административный ресурс (международные наблюдатели зафиксировали давление на оппозиционных активистов), так и фактический подкуп. Накануне выборов в правительстве приняли решение о списании банковских долгов 600 тысячам граждан Грузии – общая сумма "благотворительности" составляет $500 млн, которую должен покрыть частный фонд, основанный председателем правящей партии Бидзиной Иванишвили.

Все это позволяет оппозиции говорить о нечестной победе. Впрочем, критика со стороны международных наблюдателей не повлияла на окончательный результат, и победу Зурабишвили признали все страны-партнеры.

Призывы Саакашвили бороться за повторные президентские выборы не поддержали даже в собственной партии. Несмотря на многочисленные оппозиционные протесты, проигравший кандидат Григол Вашадзе отвергает любые обвинения в намерениях силового свержения власти. Сейчас оппозиция требует внеочередных парламентских выборов.

И все же инаугурация Саломе Зурабишвили не обошлась без скандалов. Несмотря на традиции, ее перенесли из столицы в город Телави – подальше от протестов.

Попытки оппозиции провести свои акции в этом городе параллельно с инаугурацией натолкнулись на противодействие со стороны полиции. Машины с оппозицией блокировали на подъезде к Телави и не пустили в город.

Впрочем, оппозиция провела акции протеста в других городах – и не собирается останавливаться. Сейчас они декларируют постоянные акции протеста.

Внезапный перенос церемонии в провинциальный город показал, что во власти до сих пор не отошли от неожиданной интриги выборов. И этот шок заставляет их делать ошибки.

Еще одной ошибкой может стать дипломатический скандал с Соединенными Штатами.

О нем, ссылаясь на свои данные, сообщает Foreign Policy. Речь идет о несогласии Тбилиси предоставить агреман опытному дипломату Бриджит Бринк, которая сейчас занимает должность заместителя помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии.

По данным издания, такое назначение – на первый взгляд довольно привлекательное – блокирует лично лидер правящей партии и, как его часто называют, "фактический глава государства" Бидзина Иванишвили – якобы из-за "просаакашвиливских" настроений дипломата. Конечно, официальных подтверждений (или опровержений) этой информации не было – на этапе агремана назначения послов комментировать не принято.

И хотя конфликт произошел еще до президентских выборов, он может иметь долгосрочные последствия.

Новое поражение Саакашвили: что будет означать избрание первой женщины-президента Грузии

Конечно, этот казус не дает оснований говорить о кризисе в отношениях. По меньшей мере, на парламентском уровне поддержка Грузии сохраняется.

В частности, почти одновременно с инаугурацией Палата представителей США одобрила законопроект о поддержке Грузии, в котором, в частности, призвала начать переговоры о зоне свободной торговли, расширить военное сотрудничество и инициировала расширение санкций против лиц, нарушающих территориальную целостность Грузии.

Впрочем, нельзя сказать, что этот конфликт не будет иметь продолжения. В этом контексте важно и то, что Тбилиси может потерять свой статус последних десятилетий – крупнейшей демократии Южного Кавказа.

Традиционно конкуренцию Грузии в этом составляла Армения.

Впрочем, еще с победы Революции роз в 2003 году статус Грузии как самой демократической страны региона не подвергали сомнениям. На ситуацию не повлияли ни авторитарные замашки позднего Саакашвили, ни специфика теневой власти Бидзины Иванишвили.

Впрочем, последние выборы в Армении резко изменили картину – отчеты наблюдателей зафиксировали гораздо меньше нарушений, чем в Грузии. И этот факт может иметь большее значение, чем членство Еревана в российских интеграционных проектах и ​​внесение в конституцию Грузии стремления к членству в НАТО.

А значит, следующий политический сезон в Грузии обещает быть еще более горячим и непредсказуемым.

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.