Повестка дня ассоциации. Несколько мыслей о ключевых тезисах

Четверг, 26 марта 2015, 10:52 — Игорь Бураковский, Институт экономических исследований

На фоне последних резонансных событий практически незамеченным прошло сообщение об одобрении 16 марта Советом ассоциации Украина-ЕС документа с довольно длинным и несколько общим названием "Повестка дня ассоциации между Украиной и ЕС".

Важность этого документа состоит в том, что он определяет приоритеты совместных действий сторон в сфере практической имплементации Соглашения об ассоциации.

Революция достоинства стала свидетельством желания и готовности общества защитить европейское будущее как магистральный путь развития страны. Сегодня Украина вынуждена защищать свой суверенитет и европейский выбор с оружием в руках. Но в то же время нельзя забывать о том, что любое, даже оплаченное кровью, соглашение остается простым документом, если оно не выполняется.

Какие же приоритеты определяет Повестка дня ассоциации между Украиной и ЕС? И что это означает на практике?

1. Конституционная реформа.

Украина должна возобновить процесс реформирования Конституции. При этом следует обеспечить интенсивные консультации с представителями гражданского общества, учесть рекомендации Венецианской комиссии и обратить особое внимание на вопросы децентрализации и судебную реформу.

Конституционная реформа - это чрезвычайно сложная задача. И хотя эта проблема обсуждается в течение длительного времени, но сам процесс идет чрезвычайно медленно. Это как раз та ситуация, когда процесс надо разумно ускорить.

К тому же минскими договоренностями (февраль 2015 года) предусмотрено вступление в силу новой Конституции Украины до конца текущего года.

2. Реформа избирательной системы.

Эта реформа предусматривает требование относительно законодательного определения механизмов финансирования политических партий, включая финансирование со стороны государства. Приоритетом по объективным причинам должно стать законодательство о местных выборах.

Реализация этого требования, по моему мнению, станет настоящей революцией, ведь так называемые "партийные финансы", особенно в период выборов, являются тайной за семью печатями. И хотя политические партии должны представлять финансовые отчеты, но до полной открытости в этой сфере, мягко говоря, очень далеко.

В Украине по этому вопросу сегодня идет довольно оживленная дискуссия, выработаны определенные рекомендации и проекты законодательных актов, но законодательно определенного механизма финансирования до сих пор нет. А это означает, что политическая коррупция имеет прочные финансовые устои со всеми соответствующим результатам.

3. Предупреждение и противодействие коррупции.

Речь идет о необходимости продемонстрировать существенный прогресс в борьбе с коррупцией, в том числе обеспечив выполнение пакета антикоррупционного законодательства от 14 октября 2014 года. Приоритетным шагом в этом направлении должно стать создание и полноценное функционирование Национального антикоррупционного бюро и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции.

По моему мнению, ЕС прекрасно понимает, что успешная борьба с коррупцией в Украине требует масштабных усилий, времени и соответствующих ресурсов. Поэтому речь идет о том, чтобы создать соответствующие институциональные основы такой борьбы и сделать процесс искоренения коррупции необратимым. Еще раз подчеркну, что речь идет не об отдельных антикоррупционных акциях (которые тоже нужны), а именно о постоянном системном противодействии коррупции как явлению.

4. Реформа судопроизводства.

Украина должна принять Стратегию реформирования судебной системы, которая бы основывалась на соответствующих европейских принципах, и детальный план ее реализации. Разработка этого документа предусматривает интенсивные консультации с Советом Европы и Венецианской комиссией.

О проблемах украинского судопроизводства можно говорить долго. Поэтому отметим лишь, что разработка Стратегии реформирования судебной системы - это интеллектуальный вызов для Украины. По большому счету, европейская традиция государственного управления предусматривает, что принятию важного решения (составной частью которого является разработка определенных законодательных актов) предшествует разработка стратегического видения решения соответствующей проблемы. Но такое видение должно быть конкретным, чтобы стать основой соответствующей политики. Другой вызов - это последовательная имплементация Стратегии независимо от персонального и политического состава власти.

5. Реформа государственного управления.

Здесь имеется в виду комплексная реформа государственного управления, в том числе в части государственной службы и службы в органах местного самоуправления, которая бы учитывала европейские принципы государственного управления. Эта реформа, среди прочего, должна включать доработку и принятие проекта закона о реформировании государственной службы.

В этой связи можно сказать только одно: реформа государственного управления является инструментом борьбы с коррупцией и залогом успешности других реформ. Что касается государственной службы, то ее реформирование должно быть направлено на формирование "корпуса" современных эффективных управленцев.

6. Дерегуляция.

Украина должна сократить регуляторное бремя, с которым сталкивается бизнес и малые и средние предприятия, в частности, путем сокращения количества разрешений и лицензий.

Здесь, как говорится, без комментариев. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны.

Но параллельно с сокращением различного рода бюрократических барьеров для бизнеса следует создать условия и механизмы, которые бы предупреждали как появление новых барьеров, так и "ренессанс" отмененных регуляторных ограничений.

Есть еще один важный момент. В процессе децентрализации власти при передаче определенных регуляторных полномочий на места очень важно сохранить единое общенациональное регуляторное пространство. Речь идет о том, чтобы в результате децентрализации в каждой области появилось собственное регуляторное поле и местные барьеры для бизнеса.

7. Реформирование системы государственных закупок.

Речь идет, прежде всего, об усилении прозрачности и конкурентности процесса государственных закупок. При этом перечень исключений из сферы закупок должен быть приведен в соответствие с требованиями директив ЕС в этой сфере.

Государственные закупки - это вечная тема. Здесь важно не столько ввести адекватное законодательное регулирование (что само по себе не простое дело в украинских условиях), сколько обеспечить безусловное соблюдение установленных правил и процедур.

8. Налоговая реформа, включая возмещение НДС.

Здесь имеются в виду шаги по улучшению налогового администрирования, своевременное возмещение НДС на недискриминационной основе.

Тут мы снова имеем дело не только с введением определенных законодательных изменений, но и с соблюдением установленных правил и процедур. Понятно, что здесь надо также говорить о борьбе с коррупцией и уклонением от уплаты налогов. По мнению ЕС, решение проблемы НДС улучшит качество бизнес-среды и засвидетельствует способность осуществлять реальные преобразования.

9. Внешний аудит.

Речь идет о широком применении внешнего аудита как инструмента усиления системы сдержек и противовесов.

Речь идет, прежде всего, об аудите финансовой деятельности органов власти (правительства), в том числе в части использования средств, предоставленных Украине ЕС. Под внешним аудитом понимается проверка, которая осуществляется аудитором, не связанным с органом (компанией), являющейся объектом проверки.

10. Реформа энергетического сектора.

Эта реформа предусматривает, среди прочего, ускорение процесса разделения и реструктуризации НАК "Нафтогаз Украины", принятие закона о новом регуляторном органе в сфере поставок газа, электроэнергии и коммунальных услуг и подготовку вместе с ЕС проектов законодательных актов по регулированию рынка газа и электрической энергии.

Не углубляясь в детали, отметим, что речь идет о фундаментальной реформе энергорынка. При этом такие изменения направлены не столько на решение чисто "украинских проблем", сколько на создание современной системы государственного регулирования рынков газа, электроэнергии и коммунальных услуг.

* * * * *

Конечно, Повестка дня, кроме названных приоритетов, содержит также довольно большой перечень направлений сотрудничества между Украиной и ЕС. Каждое из них заслуживает внимания. Но я остановился именно на этих приоритетах, чтобы еще раз проиллюстрировать очевидную вещь: реформы - это инструмент приближения европейского будущего Украины и наш общий долг перед теми, кто пожертвовал и продолжает жертвовать собой ради исторического обновление нашего государства.

 

Автор: Игорь Бураковский,

председатель правления

Института экономических исследований и политических консультаций

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.