Таможня в условиях ассоциации, сертификаты EUR.1. ИНФОГРАФИКА

Понедельник, 4 августа 2014, 10:35 — Любовь Акуленко, Роберт Зелди, Наталья Кириченко, для ЕвроПравды

"Европейская правда" публикует последнюю перед летним отпуском инфографику из серии "Как выполнить Соглашение об ассоциации".

Публикация инфографик от общественной организации "Центр UA" и TEXTY.org.ua с новыми задачами для государства возобновится в сентябре.

Наше четвертое требование к власти касается таможенного блока и налаживания выдачи сертификатов происхождения EUR.1, ведь с созданием Зоны свободной торговли между Украиной и ЕС на таможню будут возложены принципиально новые задачи.

Таможенная служба должна создать все условия для беспрепятственного прохождения украинских товаров в ЕС и европейских товаров в Украину.

Очевидно, что после ратификации Соглашения по ассоциации на рынок Евросоюза будет выходить все больше украинских экспортеров.

Необъявленная война с Россией, без сомнения, станет дополнительным стимулом для поиска украинскими производителями европейских партнеров.

Таможня должна быть готова и к этому потоку, и к новым задачам, которые у нее появятся.

Коррупционность, сложность и непрозрачность процедур принятия решений – так можно описать сегодня работу украинской таможенной системы. Все это – "давние традиции" украинских таможенников, которые уже 20 лет являются героями анекдотов и невеселых шуток.

Итак, сейчас вместо того, чтобы стимулировать международную торговлю, таможенники часто создают лишние препятствия для нее.

По данным Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, в 2014 году украинский экспортер на подготовку документов и таможенное оформление тратит в среднем 29 дней, платит 1930 долларов США и оформляет 6 документов. Для сравнения, в Дании на соответствующую процедуру нужно 6 дней, 795 долларов США и 4 документа.

И вопрос не только в улучшении процедур.

После того, как начнет действовать экономическая часть Соглашения об ассоциации, именно украинская таможня будет отвечать за то, смогут ли украинские экспортеры торговать в режиме "свободной торговли", то есть без дополнительных сборов со стороны ЕС.

Таможня станет органом, ответственным за выдачу сертификатов происхождения EUR.1, которые должны подтвердить, что продукт действительно украинского производства, а не импортного. Ведь только при этом условии товар может претендовать на беспошлинную торговлю с Евросоюзом.

Данный процесс не имеет ничего общего с пересечением границы, это принципиально новая функция.

Но если у экспортера не будет этого сертификата, он не получит права торговать с Евросоюзом на льготных условиях.

В данной инфографике описана процедура получения сертификатов EUR.1, приведен перечень товаров, которые считаются произведенными в Украине (Протокол №1 Соглашения о ассоциации). Здесь определено, какие группы экспортеров могут торговать с ЕС без сертификатов и что для этого нужно сделать.

Также в инфографике подробно описаны некоторые ключевые задачи, которые должна решить украинская таможня в течение трех лет для ускорения процедур таможенного контроля и оформления товаров – как при экспорте, так и при импорте. В частности, одним из наиболее проблемных вопросов является таможенная стоимость импортных товаров, которую украинские таможенники очень часто необоснованно завышают.

Таможенный контроль сможет стать быстрым и эффективным только в том случае, если Украина наконец введет европейскую практику таможенного пост-аудита: когда во время прохождения товара через таможенную границу будет осуществляться минимально необходимый осмотр товара, а детальная проверка будет проходить уже после того, как товар поступит в свободное обращение.

К сожалению, у нас пост-аудит вместо облегчения торговли при растаможке стал еще одним дополнительным административным и налоговым бременем для бизнеса.

Государство не облегчило пересечение границы, а лишь добавило новый этап. Сейчас после растаможки ревизоры снова приходят к импортерам или экспортерам с заранее определенным заданием доначислить выплаты в бюджет.

Еще один сложный вопрос, над которым нужно будет работать нашей таможни – это введение в Украине процедур контроля товаров (таможенного, санитарного, экологического и т.д.) по принципу "Единого окна" и совершенствование порядка разрешения спорных вопросов. Процедура "Единого окна" предусматривает, что импортер должен обратиться к государственному служащему и подать документы один раз и в одном месте, а государство (в лице такого служащего) обязано организовать контроль со стороны других пограничных служб.

В украинских реалиях "единое окно" превратилось в единую комнату, где сидят представители всех органов, к каждому из которых импортер обращается самостоятельно.

Наиболее парадоксально то, что украинское таможенное законодательство соответствует европейским требованиям, но почему-то хорошие европейские принципы значительно деформируются на украинских просторах, а европейские нормы не работают.

То есть в таможенной сфере – в отличие от тех, которым были посвящены другие выпуски нашей инфографики, – нужно менять прежде всего не законодательство, а идеологию работы государства.

Если мы хотим беспрепятственной торговли с ЕС, украинской таможне придется привыкнуть к новым задачам с выдачей сертификатов EUR.1, а также решить другие насущные проблемы, связанные с процедурой прохождения товаров на таможне.

Инфографику о необходимых изменениях можно просмотреть, нажав на картинку:

Нажмите на картинку для просмотра инфографики

Авторы: Любовь Акуленко (ГО "Центр UA"), Роберт Зелди (менеджер таможенной практики Ernst & Young, сопредседатель Таможенного комитета Европейской бизнес ассоциации), Наталья Кириченко (независимый эксперт).

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.