Переговоры последней надежды

Пятница, 11 июля 2014, 08:50 — Юрий Панченко, ЕвроПравда

11 июля состоится первый раунд консультаций тройки Украина–ЕС–РФ относительно условий функционирования зоны свободной торговли. Эти переговоры должны дать ответ на многочисленные заявления России о невозможности свободной торговли с Украиной после начала действия Соглашения об ассоциации с Евросоюзом.

"По нашему мнению, коллеги из ЕС не смогли доказать "преимущества" Соглашения об ассоциации для стран "Восточного партнерства" и России. Как и ранее, считаем, что заключение Соглашения с Украиной, Молдовой и Грузией способно навредить российской экономике в результате разрыва кооперационных и сокращения торгово-экономических отношений с нашими соседями", – регулярно напоминают в российском МИД.

Как следствие, российская сторона угрожает принять многочисленные защитные меры.

Прежде всего поднять пошлины на украинские товары до уровня, который соответствует обязательствам России перед Всемирной торговой организацией (ВТО). "Моментом невозвращения" для РФ является ратификация Соглашения – именно поэтому уже на следующей неделе Москва планирует обсудить введение торговой защиты в отношении товаров из Молдовы, которая первой ратифицировала Соглашение.

Своими угрозами Россия уже достигла определенного успеха. Разные собеседники ЕвроПравды свидетельствуют – проведение трехсторонних консультаций было требованием ряда стран ЕС к Украине. Более того, без согласия Киева на эти консультации возникала угроза подписанию 27 июня Соглашения об ассоциации.

В украинском правительстве уверяют, что готовы к переговорам с РФ только в формате информирования российской стороны об аспектах Соглашения. "В этом нет никакой проблемы. За последние месяцы мы объездили всю страну, объясняя бизнесу и гражданам различные аспекты этого документа. Если нужно провести дополнительные консультации, уже с российскими партнерами – пожалуйста", – ранее заявлял ЕвроПравде правительственный уполномоченный по вопросам европейской интеграции Валерий Пятницкий.

Подобную оценку дают и эксперты. "Ни о каком внесении изменений речь не идет. На переговорах российская сторона озвучит свои опасения, а представители Украины и ЕС совместно объяснят, что эти опасения не имеют оснований", – отмечает независимый эксперт Тарас Качка, который участвовал в переговорах по экономической части Соглашения об ассоциации.

Сейчас опасения российской стороны можно разделить на две группы. Первая – возможность попадания на рынки Таможенного союза продукции из ЕС под видом украинской. "Такой риск существует, и он всегда повышается в случае создания режима свободной торговли", – признает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

Это - не уникальная "украинская" проблема. В мире давно наработаны пути преодоления таких рисков.

Традиционно подобные проблемы решаются с помощью сертификатов о происхождении товаров. Более того, по оценке Тараса Качки, реализация Соглашения сама по себе должна способствовать уменьшению нарушений в украинско-российской торговле. "В частности, наибольшее опасение России – беспошлинный импорт в РФ европейских товаров под видом украинских. Однако Соглашение об ассоциации само по себе предполагает существенное усиление контроля над выдачей сертификатов происхождения товаров – это и есть ответ на российские заявления", – объясняет эксперт.

Стоит отметить, что трехсторонним переговорам предшествовали консультации между Россией и ЕС. Россияне уже выразили опасение относительно контрабанды европейских товаров, но, по словам собеседника ЕвроПравды в Брюсселе, "получили исчерпывающую информацию, доказывающую полную несостоятельность этих заявлений".

Означает ли это, что главный российский аргумент уже не будет обсуждаться? Еще не факт, ведь представителям РФ (из пиар-соображений!) необходимо подтверждение своих успехов на этих переговорах.

"Очень вероятно, что Россия согласится на письменные гарантии Евросоюза, что такого экспорта не будет. Таким образом, гражданам РФ можно демонстрировать достижение – гарантий Украины было недостаточно, тогда как гарантии ЕС – это другое дело", – рассуждает Олег Устенко.

Существует еще одна претензия России – о возможном усилении конкуренции на украинском рынке, что заставит отечественных производителей усилить активность на рынках СНГ.

Стоит отметить, что правила ВТО предусматривают защиту от массированного экспорта, который несет угрозу национальному производителю. Соответственно, Россия и без дополнительных консультаций имеет все инструменты для такой защиты. Если, конечно, такие опасения реализуются.

По оценкам Олега Устенко, реальные экономические опасения Москвы заключаются в вытеснении российских компаний именно с украинского рынка. Поэтому, по его словам, и возникают дискуссии о проблемах, с которыми столкнется украинский бизнес в процессе перехода на стандарты ЕС. "Конечно, довольно унизительно признавать, что многие российские компании просто не выдержат конкуренции, тем более, усиление конкуренции вовсе нельзя назвать нарушением", – объясняет Устенко.

Именно поэтому достижение компромисса по данному вопросу маловероятно, а следовательно, вопрос российских ограничений останется актуальным.

Риск таких консультаций заключается прежде всего в возможном затягивании ратификации Соглашения о сотрудничестве. Вероятность такого сценария усиливается позицией ЕС, ведь в ряде европейских стран предпочитают подождать с ратификацией соглашения как минимум - до окончания украинской АТО. Их аргументом является опасение российских защитных мер, что может еще больше дестабилизировать ситуацию на востоке Украины.

Тем более, российские чиновники уже заявляли, что готовы в одностороннем порядке повысить пошлины на украинские товары сразу после ратификации Соглашения об ассоциации Верховной радой.

"Такой риск достаточно вероятен, но консультации проводятся для того, чтобы оговорить риски. В таком случае односторонние действия Таможенного союза все будут трактовать как безосновательные", – объясняет Тарас Качка.

Важно, что первая попытка РФ увеличить пошлины оказалась неудачной. Против такого шага выступили два других члена Таможенного союза: Беларусь и Казахстан. Пока их позиция заключается в сохранении статус-кво – введение защитных мер возможно только после подтверждения этих угроз.

Позиция этих стран, отличная от российской, – сильный козырь Украины. Хотя Россия имеет право самостоятельно пересматривать таможенные ставки, такой шаг без согласия Беларуси и Казахстана – подкоп под учредительные принципы Таможенного союза.

Поэтому нынешние трехсторонние переговоры так важны – они посылают сигнал не только России, но и партнерам Москвы в Таможенном союзе. Сигнал, что Россия не в состоянии доказать справедливость своих обвинений.

Соответственно, Украина должна быть заинтересована в расширении формата этих переговоров. Активное вовлечение в них Беларуси и Казахстана должно усложнить реализацию российских угроз – а новые подобные попытки не за горами.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.