Российский бойкот: овощная диета для ЕС

Вторник, 12 августа 2014, 11:02 — Виктория Шестоперова, Брюссель, для ЕвроПравды
Акция протеста европейских фермеров в Брюсселе 18 июня 2008 года. Ожидает ли ЕС ее повторение?

Евросоюз пытается осознать и оценить потери от российского эмбарго на импорт продтоваров.  

Для европейских производителей бойкот российских властей стал шоком.

В отличие от Брюсселя, предусмотревшего "переходный период" перед введением санкций, Москва "рубила с плеча". Запрет ввоза продовольствия на территорию РФ вступил в силу сразу после его публикации.

Многие производители узнали о нем, когда фуры с овощами и сыром уже были на российской границе.

Но главное - то, что российский запрет затрагивает хотя и небольшую, но очень влиятельную группу европейского бизнеса - сельхозпроизводителей. В Еврокомиссии помнят о многотысячных митингах фермеров, протестовавших в 2008 против снижения дотаций отрасли и парализовавших дороги в столице ЕС.

Теперь фермеры уповают на компенсации от Брюсселя и надеются на поддержку своих сограждан. Вслед за польской кампанией "Съешь яблоко" в сети появились призывы активистов из других стран ЕС - "Съешь грушу", "Купи мяса", "Готовь с помидорами"...

ЕС обещает Москве адекватные ответные меры, однако в первую очередь думает над тем, как помочь пострадавшим производителям.

Впрочем – к счастью – у европейских экспортеров нет злости на Украину. Бизнес четко осознает, кто является виновником их бед.

К тому же, Евросоюз давно перестал быть "диким" рынком. Здесь есть рецепты, которые позволяют избежать массовых банкротств производителей, а инструментарий Еврокомиссии временами больше напоминает о социализме, чем капитализме.

В понедельник Брюсселе уже начались переговоры о пути преодоления кризиса и о поддержке отдельных секторов.

Эффект внезапности

Для европейских сельхозпроизводителей российский рынок - как бездонный колодец.

Туда, что не забросишь - он все съест. В прямом смысле слова.

В РФ, где сельское хозяйство недалеко ушло от Советских времен, европейский агроимпорт шел на ура.

Если в общем товарообороте Россия для ЕС - третий торговый партнер, то в сфере продовольствия она - на втором месте. По данным Евростата, в прошлом году ЕС продал в РФ продовольственных товаров на 11,8 млрд евро, это 10 % от всего аграрного экспорта.

По предварительным оценкам Еврокомиссии, эмбарго касается товаров, экспорт которых приносил 5,2 млрд евро.

Больше всех решение Кремля бьет по Германии, Польше, странам Бенелюкса и Франции.

На Нидерланды, крупнейшего агроэкспортера Европы, приходится 1,5 млрд евро товарооборота с РФ.

Голландские производители и экспортеры до последнего надеялись, что именно их товар запрет обойдет стороной. Некоторым действительно повезло. К примеру, санкции не коснутся голландских цветов, детского питания и алкоголя.

Но для многих прошлый четверг стал черным днем календаря.

Первые потери пришли моментально: российские власти позаботились о том, чтобы сделать свой удар максимально болезненным.

Немецкий трейдер Клаус Дубенкроп (Klaus Dubenkrop) в четверг как раз грузил несколько тон яблок в фуры, чтобы отправить их в Санкт-Петербург, когда получил скайп-сообщение от своих партнеров о том, что они аннулируют контракт.

Сейчас лучшее, что ему остается - продать яблоки производителям сока. Иначе – пока найдешь новый канал сбыта – товар просто испортится.

"Мы шокированы – говорит Дубенкроп со страниц Wall Street Journal – Вместо того, чтобы получить полную цену, мы получим копейки, если вообще что-то получим".

Но ему еще повезло. Его коллег запрет застал прямо на границе.

"Когда сообщили о запрете, у нас на границе с Россией было 300 грузовиков (с европейской продукцией) – весьма много. Около 70-ти сразу же решили вернуться, остальные попытались проехать в Россию, но у них не получилось. Проблема в том, что этот указ вступил в силу немедленно. В то время как ЕС, принимая меры против России, давал переходной период" - говорит "ЕвроПравде" директор по международной политике объединения европейских экпортеров EVO Годфрид Смит (Godfried Smit).

Не стоит тешить себя надеждой, что Россия санкциями наказала только саму себя.

Реакция производителей, экспортеров и экспертов, с которыми беседовала ЕвроПравда, не оставляет сомнений в том, что европейцам также "досталось".

В некоторых странах уже прошли акции в поддержку местных фермеров. Бельгийские газеты подсчитали: чтобы нейтрализовать ущерб, каждый бельгиец в неделю должен съедать на одну грушу больше. В Twitter началась кампания "Груша для Путина". В Голландии появились даже порнокомиксы, призывающие есть груши.

Но проблемы во всех секторах такими мерами решить.

Экспортеры, ориентированные на Восток, уже оказались на грани банкротства.

"Я шокирован. Кажется, что это кошмар и мне нужно просто проснуться" - говорит каналу FRANCE 24 французский трейдер Жан Сельверо (Jean Selverro), экспортировавший в Россию 90 процентов своих яблок и груш.

Стоит отметить, что в новой экономической ситуации, которая сложилась в результате санкций РФ, есть не только проигравшие (в их число входит и сама Россия).

Некоторым странам санкции Путина играют на руку.

"Когда Россия закрывает рынок для европейцев, это открывает новые возможности, например, для Турции. И, возможно – для Грузии. Также это шанс для производителей овощей в Азербайджане и в других постсоветских республиках" - рассуждает в разговоре с ЕвроПравдой Дик де Йонг (Dick de Jong), менеджер голландской компании Food Ventures, которая занимается инвестициями в сельское хозяйство в Черноморском регионе.

Для Украины эти возможности закрыты. Еще до запрета на ввоз продуктов из ЕС, ключевые виды украинского продуктового экспорта были заблокированы Роспотребнадзором и Россельхознадзором.

Помощь от ЕС

В ЕС проблема коснулась не только тех, кто непосредственно торговал с Россией. Под ударом - весь сектор.

Продукты, которые "завернули" на Востоке, вернутся и будут давить на европейский рынок, а это неизменно приведет к падению цен. Стоимость овощей уже сейчас стремительно снижается.

Но европейская экономическая система тем и ценна, что она давно преодолела болезни "дикого рынка" и умеет сдерживать рыночные проблемы.

В Еврокомиссии на случай подобных потрясений существует спецфонд в 400 млн евро. Наиболее уязвимым производителям обещают компенсации.

"Я понимаю беспокойство аграрного сектора. И хочу подчеркнуть: у ЕС есть современные инструменты, в том числе - наши кризисные резервы. Я уверен, что фермеры быстро переориентируются на новые рынки и возможности. А чтобы этот переход произошел плавно, нужна поддержка (европейской власти)" - заявил в понедельник комиссар ЕС по сельскому хозяйству Дачиан Чолош.

В ЕС уже создана оперативная группа, которая разрабатывает контрмеры, минимизирующие влияние бойкота.

Пилотным сектором, в котором Брюссель уже объявил о поддержке, стал рынок персиков и нектаринов. ЕС выкупит до 10% емкости рынка и, таким образом, остановит его затоваривание.

На это придется пустить немалые средства. Но это стоит сделать, ведь иначе – спустя пару месяцев - странам членам ЕС придется потратить еще больше на поддержку разорившихся фермеров.

Так что "социализм" и помощь фермерам в ЕС – это не благотворительность, а холодный расчет. И такую поддержку получат не все.

В беседе с "Европейской правдой" представители Еврокомиссии подчеркивают, что столь резкие и радикальные меры будут предприниматься далеко не в каждом секторе. Сперва надо посчитать возможные потери.

А это – непростая задача.

"Невозможно подсчитать непрямые убытки, связанные с депрессивными ценами" – говорит нам эксперт фермерской организации Фландрии Boerenbond Питер Верхелст (Pieter Verhelst).

Он утверждает, что избыток того или иного товара на 1 % означает снижение его цены на 10 %. Так что удар по рынку будет весьма заметный.

Тем не менее – и это радует – европейские бизнес-объединения не винят в своих бедах Украину.

"Мы не ставим под сомнение меры, принимаемые ЕС, а также солидарность с украинским народом. Уже с начала этого дипломатического противостояния мы боялись, что это может вылиться в торговую войну. – говорит Питер Верхелст - При этом мы понимаем, что все-таки основные потери лягут на плечи производителей. В конце концов они будут вынуждены уменьшать производство, что приведет к сокращению рабочих мест".

Помимо помощи ЕС, фермеры надеются на поддержку со стороны национальных правительств. Но тут инструменты помощи пока не ясны.

Белорусский шлюз для европейских продуктов?

Российский рынок всегда считался не особо "благонадежным". В 2011 году Россия уже запрещала ввоз фруктов и овощей из ЕС сроком на месяц. Это ограничение вылилось в миллионные убытки фермеров.

Нынешний запрет, очевидно, продлится гораздо дольше.

Выход один – искать новые рынки сбыта.

Эксперты говорят, что европейское мясо и груши могут пойти в Китай, яблоки найдут покупателя в США, овощи нужны везде.

Больше европейских товаров появится в Украине, особенно – учитывая условия Зоны свободной торговли, которая должна заработать уже с ноября.

Но Таможенный союз экспортеры также не сбрасывают со счетов.

"Очевидно, теперь Россия будет импортировать больше сыра из Беларуси. Это значит, что на рынке этой стране будет дефицит сыра и белорусы начнут покупать больше голландского продукта. Я думаю, такой эффект замещения будет по многим позициям", - говорит ЕвроПравде Дирк-Ян Схоонман, президент Нидерландской Ассоциации молочников NMV.

Но в долгосрочной перспективе ЕС придется идти на административные меры. Да, не удивляйтесь, "свободный рынок" также допускает госрегулирование.

"Следует установить объемы, которые смогут производить те или иные производители (молочной продукции) в ЕС. То есть каждый должен сократить производство и нам удастся избежать перенасыщения рынка" - полагает эксперт.

Не обойдется и без махинаций. "К примеру, сыры будут экспортироваться в Бразилию, там будут меняться лейбл на "сделано в Бразилии" и потом отправлять в Россию. То же самое - с помидорами или перцами, которые сперва импортируют в Беларусь, там они получат лейбл "сделано в Беларуси" и направятся на рынок РФ. Конечно, в итоге продукты будут стоить дороже" - считает Схоонман.

Последнее предположение подтверждается и данными белорусской статистики. В этом году Беларусь импортировала в России ананасы, бананы, кокосовые орехи, кешью, а также мидии и осьминоги, причем собственного производства.

Вариант того, что Россия – как декларирует ее руководство – сможет заместить импорт собственным производством, вызывает смех у европейских экспертов.

Производство молока и сыра не наладить ни за месяц, ни за год, ни за два. Поголовье коров не возьмется "ниоткуда". Строительство производственных мощностей – также длительный процесс.

"Есть еще одна проблема – возможная заморозка в России европейских инвестиционных проектов, в том числе строительства теплиц… Мы не знаем, что может произойти дальше, каким будет ответ ЕС? Может они решат закрыть банковские счета компаний, созданных в России или заморозить кредитные линии под российские проекты" - рассуждает Дик де Йонг из голландской компании Food Ventures.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: