Евроинтеграция по-кабминовски - конкурс без конкурса

Пятница, 22 августа 2014, 12:16 — Сергей Сидоренко, Европейская правда
фото kmu.gov.ua
Остап Семерак во время представления "евроинтеграционных" заместителей

"Ну, вы мне честно скажите – был настоящий конкурс, или сделали как всегда?" – полушутя обратился к министрам премьер Арсений Яценюк во время минувшего заседания правительства, которое состоялось 20 августа.

Этими словами, как свидетельствуют источники "Европейской правды", премьер открыл обсуждение назначения "евроинтеграционных" заместителей министра.

Спрогнозировать реакцию зала было нетрудно. Члены правительства заверили босса – да, конечно же, конкурс был. Честный, непредвзятый, без проталкивания "своих", ну и так далее.

Однако значительная часть присутствующих прекрасно знала: честным и непредвзятым отбор заместителей в их министерствах назвать сложно. А конкурсом – вообще невозможно.

Кампания против кулуарности

Идея проведения открытого конкурса на должности заместителей министров, которые будут курировать вопросы евроинтеграции, возникла еще в начале лета.

Ее "триггером" стала кадровая политика министра юстиции.

Немного истории: 27 мая премьер Арсений Яценюк торжественно объявил о "прорывном" решении, которое положит конец "стандартным бюрократическими подходам" в сфере евроинтеграции.

Кабмин решил ввести должность "евроинтеграционного" заместителя министра во всех без исключения министерствах. В тот же день стала известна фамилия первого из заместителей – в Министерстве юстиции, имеющим ключевое значение в данной сфере.

Назначение действительно оказалось "прорывным" и нестандартным.

Эту должность занял 29-летний помощник министра Антон Янчук, который до этого ни дня не работал в сфере евроинтеграции, а на госслужбе пробыл меньше месяца.

Экспертное сообщество осталось, мягко говоря, удивленным таким "нестандартным ходом".

Итак, под давлением общественности правительство объявило, что отходит от закрытого принципа заполнения должностей.

Министр Кабмина Остап Семерак пообещал провести конкурс на заполнение должностей в других министерствах. Премьер Яценюк тогда отмечал, что это позволит привести в Кабинет министров специалистов из общественного сектора, из экспертных кругов.

На сайте правительства даже появилось объявление о приеме документов от конкурсантов.

Правда, в документах не оказалось слова "конкурс", а речь шла об "открытом отборе". Тогда никто не обратил на это внимания (потому что, казалось бы, это – схожие понятия). Только сейчас выяснилось, что юридически это полностью изменило картину.

"Компания" – за кулуарность

"Впервые в Украине по инициативе премьер-министра Арсения Яценюка был проведен отбор на публичной основе. Более 190 претендентов подали свои предложения, они принимали участие в конкурсе", – объявил Остап Семерак на брифинге в Кабмине 21 августа, по итогам проведения то ли конкурса, то ли отбора.

Журналистам даже показали "живьем" девять "еврозаместителей", которых накануне назначили решением правительства.

Министерств в Украине, правда, несколько больше девяти. Но источники "Европейской правды" утверждают, что в некоторых министерствах с назначениями не сложилось, по двум процедура не завершена.

Однако там, где назначения состоялись, заместителями порой становились не победители конкурса, а помощники или друзья министра.

В итоге не осталось ни одного отличия от "кулуарного" назначение замглавы Минюста.

Сейчас в социальных сетях и на профильных сайтах полно сообщений о "фиктивности" конкурсов, проведенных в различных министерствах.

И можно утверждать, что задача Яценюка по привлечению людей из экспертного сообщества не выполнена.

Несмотря на то, что участвовать в конкурсе вызвалось немало экспертов, с более чем десятилетним опытом в сфере евроинтеграции, ни один из них не прошел "отбор" (хотя источники свидетельствуют, что в тех ведомствах, где остались незаполненные вакансии, представители NGO имеют неплохие шансы).

Но некоторые назначения вообще можно назвать позорными.

Так, заместителем главы Министерства внутренних дел по евроинтеграции стал Тигран Авакян. В 2002-2004 годах он действительно имел некоторое отношение к ЕС (работал рядовым сотрудником в профильном департаменте МИД, после чего покинул госслужбу). Работы в правоохранительных органах, к слову, в его "трудовой" нет.

Но ЕвроПравду не покидает убеждение, что настоящей причиной назначения являются другие эпизоды его карьеры. А именно – работа помощником народного депутата Арсена Авакова (ныне – главы МВД), а также исполнительным директором Союза армян Украины.

К слову, у министра Авакова были и другие, значительно более релевантные кандидаты – например, руководитель украинского бюро Интерпола Василий Неволя или глава украинского представительства Adobe Даниил Ключников (который имеет опыт работы в правоохранительных органах).

Они даже прошли все этапы конкурса и были рекомендованы для представления в КМ. Но в итоге наиболее "перспективных"... просто не пригласили на собеседование на заседании Кабмина, где проходило окончательное оценивание кандидатов.

Аваков просто не подписал соответствующее представление, отдав предпочтение помощнику.

Это – не единичный пример.

Министр аграрной политики Игорь Швайка тоже наплевал на решение комиссии по отбору кандидатов, несмотря на то, что ранее сам поставил под ним подпись. Уже во время заседания правительства 13 августа (когда проходили собеседования кандидатов) он заявил коллегам-министрам и приглашенным кандидатам, что отзывает все представление.

"Потому что моего кандидата там нет", – пояснил он, просмотрев бумаги.

Так для чего же конкурс, если нужно назначать "своего", а не тех, кого отобрала комиссия?

Положительный опыт

Даже там, где представленные кандидаты были достаточно пристойными, министры не сдерживали желание "подтасовать" результаты конкурса – чтобы наверняка гарантировать прохождение "своего" человека.

Так, министр обороны Валерий Гелетей подал на рассмотрение Кабмина только одного кандидата – своего действующего заместителя Игоря Кабаненко.

Это идет вразрез с требованиями "конкурса", ведь Яценюк требовал выносить на заседание по крайней мере две кандидатуры. Но кого интересуют правила?

Все другие претенденты, которые действительно проходили через конкурсную комиссию и были рекомендованы к назначению, выполняли лишь роль статистов.

Этот перечень далеко не полный. С проблемами проходила процедура отбора в Минэнерго. Поступали данные о "заранее определенном победителе" в Минкульте, хотя в итоге это место занял достаточно профессиональный человек из аппарата министерства.

Вероятно, некоторые министры считали, что процедура – поскольку она проходит за закрытыми дверями – останется секретом для журналистов.

А публично можно будет говорить о "первом в истории Украины открытом конкурсе на высокие должности в правительстве".

Но все тайное когда-то становится явным.

К счастью, можно констатировать, что в некоторых случаях "еврозаместителями" стали действительно профессионалы.

К примеру, уже упомянутый адмирал Кабаненко в свое время был советником-посланником в миссии Украины при НАТО (то есть – руководителем миссии по вопросам военного сотрудничества)

Заместителем министра иностранных дел стала Лана Зеркаль – один из лучших в стране специалистов по Соглашению об ассоциации.

Похоже, что конкурс прошел честно в Министерстве инфраструктуры – здесь заместителем министра стала профессиональный дипломат Оксана Рейтер, которая до того работала в МИД начальником отдела департамента юстиции ЕС.

Что делать?

Ситуация с "псевдоконкурсними" назначениями, безусловно, позорная.

"Европейская правда" выяснила, что в нескольких случаях ситуацию можно исправить. Речь идет, в частности, о Министерстве энергетики и угольной промышленности, которое является одним из ключевых в области евроинтеграции.

Дело в том, что на предварительных слушаниях в Кабмине, где министры рейтинговым голосованием определяли лучшего из представленных кандидатов, отсутствовал премьер. Тогда глава Минэнерго Юрий Продан "протолкнул" назначение Владимира Макухи своим заместителем.

А на заседании правительства 20 августа, где окончательно утверждались все заместители, Яценюк уже присутствовал.

Он снял кандидатуру Макухи с голосования с аргументацией, что "это - старая команда, а я требовал от вас найти новых людей".

Теперь остается вопрос - организует ли Продан новый настоящий конкурс или снова попытается протолкнуть кого-то из приближенных.

Также, вероятно, есть шансы на успех в тех министерствах, где кандидатура нового заместителя до сих пор не определена. По словам источника в Кабмине, в Минздраве победителем конкурса все-таки становится представитель общественной организации. В Минэкологии также значительные шансы у представителя неправительственного сектора. А вот в Минфине, похоже, профильного еврозаместителя не будет совсем, и это правильно, поскольку ЕС не имеет отношения к управлению нашими финансами.

Теоретически премьер мог бы требовать заменить людей и в других ведомствах - там, где конкурсы прошли с позором. Однако есть юридическое препятствие для такого требования. Напомним, что формально был объявлен не конкурс, а отбор кандидатов на должности. А это снимает с министров львиную долю обязательств - боны действительно имеют право игнорировать заключение конкурсной комиссии.

"Юридически никто не может заставить министра подать ту кандидатуру заместителя, которого он не хочет видеть. Согласно закону о Кабмине, это - исключительная компетенция министра", - объясняет ЕвроПравде источник в Кабмине.

Между тем важно также понимать, что далеко не во всех случаях ошибочное назначение это создает реальную проблему в области евроинтеграции.

Собеседники ЕвроПравды в структурах ЕС говорят, что не они были инициаторами схемы назначения "еврозаместителей" во всех без исключения министерствах.

Более того – многие не понимают, зачем вообще они нужны в некоторых ведомствах.

К примеру, Минсоцполитики априори не должно "евроинтегрироваться" на таком высоком уровне, ведь эта сфера государственного управления практически не регулируется Соглашением об ассоциации.

Сейчас в этом министерстве даже нет отдельного "европейского" департамента – эти функции возложены на отдел, который курирует все международные связи – от Японии до Бразилии. В нем сейчас работают аж четыре человека.

И теперь над ними будет дополнительно целый заместитель министра.

Нужно ли это? Вряд ли. Но Яценюк сказал – и все сделали.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: