Энергетический рынок Европы – ключ к независимости от России

Четверг, 16 октября 2014, 20:30 — VoxUkraine, для ЕвроПравды
spiegel.de

Энергетические вопросы лежат в основе как украинско-российских, так и российско-европейских отношений.

Газовый спор в 2009 году, приведший к 13-дневному перерыву в экспорте природного газа из России в страны ЕС, наконец заставил европейских политиков начать публично говорить об уменьшении зависимости Европы от российских поставок. Однако следует заметить, что в этом направлении гораздо больше было сказано, чем сделано.

Сейчас этот вопрос снова на поверхности, поскольку новая политика России убеждает, что энергетика вновь будет использована как "инструмент дипломатии".

Зададимся вопросом: что позволяет России использовать поставки природного газа в качестве инструмента для шантажа ЕС и Украины?

Ответ, который лежит на поверхности - Евросоюз зависит от российского газа, составляющего четверть его газового баланса.

Если шире взглянуть на вопрос российского экспорта энергии, мы обнаружим одно странное явление. В то время, как углеводороды (газ, нефть и нефтепродукты) составляют около двух третей доходов от экспорта России, природный газ является источником лишь четверти доходов России от экспорта энергоносителей, а нефть и нефтепродукты охватывают оставшиеся три четверти.

Почему тогда мы не слышим о том, что Россия использует нефть и нефтепродукты в качестве своего энергетического оружия?

Ответ на вопрос состоит в том, что в мире функционирует хорошо развитый глобальный рынок нефти и нефтепродуктов, однако для природного газа нет ничего подобного.

Термин "рынок" используется здесь в несколько узком смысле - как способность продавца продать товар другому клиенту и способность покупателя в случае необходимости выбрать себе другого контрагента.

Долгосрочное урегулирование нынешней ситуации на европейском рынке природного газа должно предполагать создание инфраструктуры, способствующей лучшей взаимозаменяемости между поставщиками природного газа для всех потребителей на континенте.

Подобная структура уже существует в США, чей опыт очень полезен как для Европы.

Более того, контракт, недавно подписанный "Нафтогазом" с норвежской Statoil, свидетельствует о том, что даже существующая в Европе инфраструктура трубопроводов частично дает возможность смены контрагентов.

Создание рынка газа - долгосрочное решение, которое потребует как значительных инвестиций в инфраструктуру, так и реструктуризации транспортных сетей.

В то же время можно сделать определенные шаги в борьбе с российским энергетическим шантажом уже сейчас.

Часть проблем Европы, связанных с природным газом заключается в том, что разные страны в разной степени зависят от поставок российского газа.

В целом зависимость России от Европейского союза значительно превышает зависимость ЕС от России, в том числе в энергетическом секторе.

Например, если ЕС решит остановить покупки газа в России, ей будет трудно перенаправить его на другие рынки. Лишь отдельные страны Евросоюза зависят от России больше, чем Россия от них.

Отсутствие единой позиции ЕС в отношениях с Россией в энергетическом секторе означает, что каждая европейская страна остается один на один в переговорах с "Газпромом". Российский газовый монополист берет верх в этих переговорах, особенно со странами, которые в значительной степени зависят от поставок из России.

Простое решение этой проблемы предполагает создание единого представителя, ведущего переговоры с "Газпромом".

Это позволит укрепить позиции Европы в переговорах с российским монополистом. Украина должна стремиться участвовать в этих переговорах на стороне Европы.

Дополнительно влияние "Газпрома" на Украину может ослабить продажа всего газа, проходящего через территорию Украины, одному субъекту на российско-украинской границе.

Хорошая новость для Европы и Украины состоит в том, что в Европейской энергетической схеме вскоре появится новый игрок - Соединенные Штаты.

Текущий пик добычи нефти и газа в этой стране превращает США в экспортера нефти. Скорее всего, американский газ появится в Европе, как только для этого будет готова соответствующая инфраструктура – ориентировочно в 2016 году.

Еще один фактор, способный изменить баланс в энергетическом секторе Европы - возможное увеличение поставок газа из стран Ближнего Востока.

И наконец, у стран Европы есть запасы сланцевого газа, которые можно и нужно начать использовать. Мы понимаем, что это потребует разработки сланцевого газа в густонаселенных районах, преодолевая сопротивление защитников окружающей среды. Однако, это не должно останавливать активную работу в этом направлении.

Все эти факторы позволяют оптимистично оценивать перспективы смены поставщиков природного газа, как минимум - в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Достичь этого возможно при выполнении следующих условий:

- ЕС и Украина должны объединить свои силы для противостояния энергетическому шантажу со стороны России;

- в краткосрочной перспективе ЕС и Украина должны назначить единого представителя для переговоров с "Газпромом", и Европейская Комиссия должна играть лидирующую роль в этом процессе;

- желательным решением была бы продажа российского газа на российско-украинской границе;

- перспектива поставок сжиженного природного газа в Украину не очень вероятна, потому что Турция выступает против использования Босфора для таких перевозок;

- в среднесрочной перспективе Европе следует активно проводить и поощрять исследования и разработки сланцевого газа. Это потребует достижения компромисса с нынешними защитниками окружающей среды на континенте;

- в долгосрочной перспективе ЕС и Украина должны пересмотреть свою систему трубопроводов, и создать структуру, подобную той, которая существует в Соединенных Штатах. Конечной целью должно быть переформатирование инфраструктуры последующего создания единого европейского рынка природного газа. Это повысит взаимозаменяемость между поставщиками энергии, что ограничит возможность злоупотреблений "Газпрома";

- Украине следует активно использовать рыночные механизмы и стимулы для поощрения развития энергосберегающих технологий во всех секторах экономики.

Реализация такой политики защитит Европу от российских ультиматумов. Это станет возможным, как только европейские потребители смогут быстро переключаться между поставщиками.

Статья подготовлена редакционной коллегией VoxUkraine:

Елена Белан - главный экономист Dragon Capital,

Дмитрий Боярчук - директор CASE-Украина,

Юрий Городниченко - профессор экономики Калифорнийского университета,

Тимофей Милованов - профессор экономики Питсбургского университета,

Дмитрий Сологуб - начальник отдела анализа и исследований "Райффайзен Банка Аваль",

Владимир Билоткач - старший преподаватель экономики в бизнес-школе при Ньюкаслском университете,

Александр Жолудь - старший аналитик Международного центра перспективных исследований,

Вероника Мовчан - научный директор ИЭИПК,

Александр Талавера - доцент Школы менеджмента при Шеффилдском университете.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.