Кипрский вопрос. Борьба с офшором или с инвестициями?

Вторник, 30 декабря 2014, 08:28 — Зоя Милованова, для Европейской правды

Одна из предложенных правительством мер для борьбы с крупным украинским бизнесом, уклоняющимся от уплаты налогов - денонсация конвенции об избежании двойного налогообложения с Кипром

Популизм ли это, имеющий минимальное практическое значение? Или такой шаг действительно поможет Украине генерировать необходимые стране налоговые поступления?

Каковы ключевые аргументы правительства в поддержку предложенной меры?

Во-первых, кипрская компания может продать в Украине "любое имущество, акции и прочие активы" без уплаты налогов в Украине или на Кипре.

Во-вторых, условия конвенции с Кипром – льготные, а ставки – ниже, чем в договорах с другими государствами и, в частности, в странах ЕС.

В-третьих, потери Украины от кипрской конвенции - около 6 млрд грн в год. Денонсация договора перенаправит эти суммы в бюджет Украины.

Кипр – крупнейший источник прямых инвестиций в Украину.

31% от общего объема иностранных инвестиций для маленькой островной страны – явный признак, что Кипр – не источник средств, а лишь инструмент для их инвестирования в Украину.

Среди причин - предлагаемые Кипром налоговые льготы (хотя они и не так серьезны, как считают многие, так как на некоторые виды доходов, освобожденные от налога на прибыль, платится достаточно высокий специальный сбор на оборону).

Но не менее важна гибкость кипрского законодательства, особенно корпоративного. Кипрская правовая система базируется на английском праве, а его, как известно, выбирают для регулирования коммерческие сделок стороны во всем мире. Играет роль и дешевизна услуг, связанных с созданием и работой компаний, а также "сдержанность" кипрских властей в обмене налоговой информацией с властями постсоветских государств.

Часть денег, полученных бизнесом за счет использования преимуществ Кипра, особенно вследствие применения неправомерных налоговых практик, украинские власти закономерно хотели бы обложить налогом в Украине. И действительно, предложенная правительством денонсация конвенции с Кипром в  краткосрочной перспективе могла бы привести к увеличению бюджетных поступлений. Но надолго ли?

В конечном итоге Украина может даже потерять налоговые поступления.

Создается впечатление, что предложение о денонсации договора базируется на некоторых заблуждениях о том, в чем состоит роль и как работают конвенции об избежании двойного налогообложения.

1. Конвенция прекратит действовать, как только Рада примет соответствующий закон? Украина не вправе мгновенно денонсировать договор с Кипром без нарушения международного права. Возможность же прекратить действие Конвенции с 2019 года, согласно прописанным правилам, Украине не поможет;

2. Конвенция с Кипром серьезно отличается от других конвенций? В отличие от старого советского договора с Кипром, имевшего действительно катастрофические последствия для Украины, новая конвенция базируется на модельной конвенции OECD и прописывает стандартные налоговые ставки ;

3. Ставки для Кипра ниже, чем для других стран? Ставки в кипрской конвенции, хотя и льготные (особенно в части выплаты процентов), не отличаются кардинально, а иногда и более высоки, чем в других украинских конвенциях:

    1. льготный налог на дивиденды - 5% при пакете от 20% или инвестициях от 100 000 евро; в остальных случаях платятся стандартные украинские 15%; для сравнения, резидент Нидерландов при инвестициях свыше 300 000 долларов или доле в 50% может вообще не платить налог в Украине, максимальная ставка по другим странам может составлять и 10% (например, Британия, Германия), а пониженная – те же 5% что и для кипрского получателя;
    2. налог на проценты для кипрского резидента составит 2%, в отличие от полного освобождения в случае уплаты резиденту Швейцарии (коммерческие кредиты и финансирование со стороны финучреждений) и Британии (ограничений по типу финансирования нет); кипрские 2% применяются во многих других странах (например, Нидерланды, Германия при коммерческом кредите и кредите финучреждений);
    3. пониженная ставка для некоторых типов роялти в пользу кипрского получателя составляет 5%, в отличие от полного освобождения в случае Швейцарии, Голландии, Германии (относится к некоторым видам роялти) и Великобритании (относится ко всем роялти);

4. Продажа активов нерезидента в Украине облагается налогом в Украине, а по Кипру этого не происходит? Отсутствие налога на продажу активов нерезидентом, не присутствующим в Украине - особенность международной торговли и налогообложения, а не результат положений кипрской конвенции. Исключение – отчуждение недвижимости, акций и других ценных бумаг. Данная льгота закреплена Налоговым кодексом (доход нерезидентов от продажи автомобилей, оборудования, товарно-материальных ценностей не облагается налогом на прибыль в Украине) и прописана во всех конвенциях. Что касается недвижимости, то ее продажа облагается налогом в Украине согласно действующей конвенции;

5. По всем конвенциям, кроме кипрской, при продаже бизнеса платится налог в Украине; отменим кипрскую конвенцию - будет платиться налог и при сделках кипрских собственников? По общему правилу, прописанному в конвенциях, при продаже бизнеса налог в Украине не платится. Исключение лишь одно – если большую часть активов украинской компании составляет недвижимость. Подобного исключения в кипрской конвенции действительно нет - в отличие от большинства других конвенции, налог не платится при любом отчуждении корпоративных прав. Особого значения это, правда, не имеет, как не имеет значения и наличие исключения в других конвенциях. Дело в том, что при отсутствии работающих правил по трансфертному ценообразованию уплаты данного налога легко избежать – корпоративные права можно продать в Украине по номинальной стоимости, или, вместо того чтобы продавать украинскую компанию, собственник продаст покупателю кипрский холдинг, без уплаты каких-либо налогов.

6. Отмена конвенции увеличит поступления за счет налога от продажи активов? Источник дополнительных налоговых поступлений от денонсации договора – не продажа активов кипрскими резидентами, а налогообложение процентов и роялти по стандартной (15%), а не льготной (2% для процентов и 5% или 10% для роялти) ставкам. Тем не менее, до 2019 года у бизнеса достаточно времени, чтобы начать работу из другой страны. Поэтому выигрыш для бюджета вряд ли будет существенным.

7. В целом налоговые поступления в украинский бюджет увеличатся? В той степени, в которой бизнес-структуры с Кипра переместятся в страны, с которыми у Украины более льготные конвенции, поступления в бюджет уменьшатся. Например, не нужно будет платить налог на проценты (Швейцария или Англия) или роялти (например, Нидерланды, Великобритания, Германия, Швейцария), при том, что сейчас налог платится по ставкам 2% и 5% соответственно. При этом дополнительные расходы бизнеса на обслуживании в более дорогих юрисдикциях украинский бюджет не наполнят.

Несмотря на это, денонсация договора с Кипром по понятным причинам кажется привлекательной.

Система Кипра содержит ряд преференций, что дает бизнесу серьезную экономию средств. И многим покажется несправедливым прощать крупный бизнес, скрывающий доходы за рубежом.

Тем не менее, основой здравой политики не должно быть желание добиться справедливости, перераспределив сумму налогов, сэкономленных несимпатичными нам людьми (например, олигархами). Вместо этого предложенные меры должны быть прагматичны. А именно – вести к увеличению поступлений в бюджет Украины при минимизации общего налогового бремени бизнеса: чем больше у бизнеса денег, тем больше инвестируется или тратится, желательно в Украине. Это выгодно для экономики.

Предлагаемая мера данному требованию соответствует не вполне.

Для решения важнейшей для Украины проблемы с уклонением от уплаты налогов имело бы смысл сконцентрироваться на стандартных решениях - трансфертное ценообразование, контролируемые иностранные компании, ограничения на привлечение заемных средств, специальные правила налогообложения межгруппового финансирования, ограничения льгот и другие механизмы борьбы со злоупотреблениями льготами конвенций. Значительная их часть не реализована в Украине или реализована ненадлежащим образом. Инициативы в этом направлении – элемент более важной части налоговой реформы, предложенной правительством.

Что касается денонсации конвенции с Кипром, то этот вариант лучше всего использовать в качестве "кнута".

Кипру нужна мотивация для надлежащего обмена информацией – к чему Кипр, как известно, не склонен – и подписания с Украиной соответствующего соглашения.

 

 

Автор: Зоя Милованова,

юрист, член редколлегии VoxUkraine.org

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: