Какой должна быть новая Энергетическая стратегия Украины?

Пятница, 10 апреля 2015, 12:15 — Мухуб Бенменни, Институт возобновляемой энергетики НАН Украины
nationofchange.org

Вопрос снижения энергетической зависимости стал для Украины стратегически важным и требует неотложного решения.

Украина как член Энергетического сообщества имплементировала Директиву ЕС 2009/28/EC по продвижению возобновляемой энергетики. Наше государство взяло на себя обязательства по введению обязательной доли возобновляемой энергии в структуре общего потребления в 2020 году на уровне 11%.

Достижение этой цели зависит от реализации Энергетической стратегии страны, новая редакция которой сейчас разрабатывается специалистами Национального института стратегических исследований.

Однако определенные недостатки этого документа заметны уже сейчас. Поэтому о них стоит говорить уже сегодня, ведь каждая, даже небольшая, ошибка в такой важной стратегии дорого обойдется государству.

Предложенный проект Энергетической стратегии, несмотря на задекларированную поддержку возобновляемой энергетики, на практике снова оказался довольно однобоким, он занижает роль отдельных видов возобновляемой энергетики и не учитывает общий потенциал развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Украине.

Национальный план действий по возобновляемой энергетике на период до 2020 года, утвержденный распоряжением Кабмина от 1 октября 2014 года, предусматривает определенные показатели развития ВИЭ в Украине. Однако в изложенных в первоначальном проекте прогнозах некоторые из них по непонятным причинам оказались занижены вдвое.

Разработанные специалистами Института возобновляемой энергетики обоснованные прогнозы (таблица 1) указывают на возможные достижимые уровни внедрения ВИЭ к 2035 году с учетом как мировых, так и отечественных тенденций развития отраслей. Предоставленные данные подтверждены результатами исследований, представленных в марте 2015 года Международным агентством возобновляемой энергетики (IRENA) в своей "Дорожной карте для Украины" (REmap Ukraine 2030).

Возможные объемы внедрения ВИЭ. Установленная мощность (МВт – мегаватт)
и валовое производство электроэнергии из ВИЭ (ГВт*ч – Гигаватт*часов)

Виды ВИЭ

2020 год

2025 год

2030 год

2035 год

MВт

ГВт×ч

MВт

ГВт×ч

MВт

ГВт×ч

MВт

ГВт×ч

Малые ГЭС (до 10 МВт)

150

340

200

450

250

560

300

700

Ветроэлектростанции

2300

6500

6000

18000

10000

30000

16000

48000

Фотоэлектростанции

2300

2700

3000

3600

4000

4900

5000

6100

Геотермальная энергия

20

120

100

600

500

3000

1000

6000

Биомасса

950

4220

1200

5280

1600

7040

2100

9200

Итого

5720

13880

10500

27930

16350

45500

24400

70000

Источник: оценка Института возобновляемой энергетики НАН Украины, март 2015 г.

При этом правительство прогнозирует низкий рост производства электроэнергии на базе ветровой и солнечной энергетики, объясняя это ограниченной способностью электроэнергетической системы компенсировать колебания мощностей.

При этом не учитываются следующие обстоятельства: удельная потребность в компенсирующих мощностях будет уменьшаться по мере роста общего объема мощностей ветроэлектростанций (ВЭС), поскольку при их рассредоточении на территории происходит сглаживание суммарной текущей мощности ВЭС и их частичная (практически наполовину) самокомпенсация.

Также следует отметить рост прогнозируемой мощности гидроэлектростанций и станций на биомассе, которые, в свою очередь, могут быть источником резервных мощностей. По данным Института, к 2035 году возможно установить 21 ГВт ветровых и солнечных станций. Таким образом, учитывая опыт Швеции, Норвегии и Финляндии, необходимая резервная мощность составит только 4,2 ГВт.

В план действий по реализации Энергетической стратегии необходимо включить четкий график реконструкции и обновления блоков энергетических мощностей Украины для обеспечения необходимого уровня резервных мощностей, развития распределительных, магистральных линий электропередачи и тепловых энергетических сетей Украины, в частности с учетом ввода новых генерирующих объектов ВИЭ.

Кроме того, в плане должны быть определены реальные механизмы финансирования таких работ с привлечением частных инвестиций и кредитных ресурсов и при поддержке государства с помощью тех мер, которые оно реально может задействовать.

Что касается уровней внедрения различных видов ВИЭ, то можно привести примеры отдельных стран-членов ЕС, где разработаны национальные планы действий по развитию возобновляемой энергетики до 2020 года. Например, Польша делает ставку на развитие только ветровой и биоэнергетики, причем их доля практически одинакова. В планах Германии к 2050 году энергопотребление за счет ВИЭ должно составить 50%, а к концу столетия – около 100%. Цель Дании по развитию ВИЭ до 2030 года – 50% от общего энергопотребления и к 2050 году – 100%.

Анализируя планы действий стран ЕС по развитию возобновляемой энергетики, можно констатировать, что первое место занимает развитие энергетических технологий без использования топлива (в проекте – наоборот), а именно: ветровая и солнечная энергетика, тем более, что капитальные вложения на таких станциях сейчас уже ниже, чем в других технологиях, а инвесторы готовы вкладывать большие средства в развитие этих отраслей возобновляемой энергетики.

Согласно проекту Стратегии вопросами улучшения экологии (в частности, декарбонизации) в процессе генерации электроэнергии в Украине начнут заниматься только в период 2026–2035 гг. Но настолько откладывать решение этих вопросов недопустимо.

И наконец – следует обратить внимание на необходимость ухода от заинтересованной поддержки отдельных видов возобновляемой энергетики, как это было раньше.

Вместо этого следует обеспечить разумные и экономически целесообразные, исключительно в интересах потребителей и энергетической безопасности государства, развитие и использование существующего потенциала всех возобновляемых источников путем создания одинаково прозрачных, открытых рыночных инвестиционных условий.

Подписывая и ратифицируя Соглашение об ассоциации с ЕС, Украина выбрала европейский путь развития. В рамках имплементации Директивы ЕС 2009/28/EC наша страна не только обязана выполнить задачи на 2020 год, но и должна стремиться придерживаться такой тенденции и в дальнейшем, тем более, что это соответствует ее интересам.

 

Автор: Мухуб Бенменни,

руководитель отдела

Института возобновляемой энергетики НАН Украины

 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.