Украина–Беларусь: возможно ли сотрудничество в обход РФ

Понедельник, 13 июня 2016, 13:30 — Елена Бетлий, Институт мировой политики

Теплые, холодные, дружеские, враждебные, неискренние, корыстные – спектр двусторонних отношений между Украиной и Беларусью покрывает все возможные коннотации.

Их начало было обнадеживающим в декабре 1991 года. На тот момент обе бывшие республики СССР апробировали уникальный для советских реалий опыт двустороннего сотрудничества, заключив Договор между УССР и БССР 1990 года. Кроме того, их объединили и совместные проекты по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Особым же символом начального этапа сотрудничества стало Беловежское соглашение, положившее конец существованию СССР.

В качестве независимых государств Украина и Республика Беларусь значительно обогатили багаж межгосударственного сотрудничества. Однако ключевые договоры, которые заложили фундамент отношений между государствами, были подписаны уже в 1990-х годах во времена президентства Леонида Кучмы.

Дружба с оглядкой на Москву

Внешние наблюдатели, как правило, оценивают контекст указанного украинско-белорусского сотрудничества сквозь призму отношений обеих с ЕС и (особенно) с Россией.

Ведь Республика Беларусь является полноправным членом Евразийского экономического союза. Кроме того, с 1999 года отношения между ней и РФ регулируются на основе Договора о создании союзного государства. В рамках "двойки" Минск, в частности:

1) на международной арене придерживается "Программы согласованных действий в области внешней политики" с Россией;

2) активно развивает двустороннее сотрудничество в сфере военного и военно-технического сотрудничества с РФ;

3) осуществляет реализацию создания региональной группировки войск, в рамках которой недавно завершено создание Единой региональной системы ПВО двух государств.

То, что Россия оказывает определяющее влияние на характер сотрудничества между Украиной и Беларусью, неоднократно подчеркивалось нашими собеседниками.

Даже больше, сам разговор об отношениях с Беларусью часто начинался с определения зависимости экономической, финансовой и энергетической систем северной соседки от Российской Федерации. Действительно,

насколько независимым от Москвы как на уровне принимаемых решений, так и на уровне финансовой состоятельности является Минск, известно, очевидно, лишь белорусскому руководству.

Следствием этого стало появление отдельного дискурса о "несамостоятельной политике Минска", "руке Москвы" в решениях белорусских властей в отношении Украины, что, в свою очередь, приводит к нехватке доверия в отношениях между нашими государствами.

Приведем яркий пример. 29 марта 2014 года Александр Лукашенко встретился с тогдашним и.о. президента Украины Александром Турчиновым, заверив, что ни при каких обстоятельствах Украина не будет атакована с белорусской территории. В долгом интервью для ток-шоу Шустер Live в конце марта 2014 года президент Лукашенко высказал подобные тезисы.

Вместе с тем он также заявил, что "де-факто" Крым стал частью России; и если Беларусь будет вынуждена выбирать, она будет на стороне России, несмотря на общую историю и правовые обязательства.

Грубо говоря, подобная позиция отражает внешнеполитические реалии, в которых находится Минск, и ограничения, с которыми он сталкивается, двигаясь в проблемных и опасных водах региональной геополитической эскалации отношений России и Запада.

Таким образом, просматривая все противоречивые и расплывчатые заявления, сделанные правительством Беларуси на этой стадии конфликта, мы обнаружили в белорусской позиции относительно украинско-российского конфликта три доминантных элемента:

1) Беларусь будет сотрудничать с любым правительством Украины;

2) Беларусь поддерживает территориальную целостность Украины;

3) Беларусь выступает против любого формата федерализации Украины, поскольку считает, что федерализация – это путь к хаосу в Украине.

Нельзя сказать, что украинская сторона этого не понимает. Однако украинской дипломатии приходится иметь дело с последствиями такой ситуации.

Ведь Беларусь была среди тех 11 стран, которые проголосовали против резолюции Генассамблеи ООН под названием "Территориальная целостность Украины" от 27 марта 2014 года.

Однако важна была не только указанная позиция Минска в отношении навязанного Россией сценария в Украине. Не менее определяющими оказались меры Лукашенко по предотвращению его повторения в Беларуси.

В частности, на повестку дня вышла проблема конструирования белорусской идентичности с непременным вниманием к языку и белорусской символике как проявление борьбы с "русским миром"; перезагрузка отношений с ЕС; принятие новой Военной доктрины; превращение Минска в восточноевропейский центр международной дипломатии.

Все это может свидетельствовать о том, что Лукашенко действительно серьезно воспринял угрозу белорусскому суверенитету и пытается использовать все возможности для маневра, чтобы выскочить из тупика, в который сам себя и загнал, превращая Россию в гаранта своей власти.

Новые угрозы и новый курс

События августа 2014 года усилили способность Беларуси проводить более гибкую политику в отношении украинско-российского конфликта и, таким образом, помогли снизить угрозу для Киева. Идея провести в Минске саммит по ситуации на Донбассе и, в более широком плане, о перспективах экономических отношений между Евразийским экономическим союзом, Украиной и ЕС была быстро реализована белорусским правительством.

Тем не менее, в течение последнего полугодия произошли знаковые изменения в отношениях Беларуси с ЕС.

И здесь следует отметить, что Минск умело использовал то окно возможностей, которое создал для него конфликт в Украине.

Это прежде всего касается постепенного выстраивания имиджа Беларуси как страны-миротворца, усилиями которой улаживается конфликт на Донбассе, что не забывают подчеркивать европейские партнеры.

Другая составляющая этого процесса – перезагрузка отношений с ЕС на фоне сохранения пророссийской ориентации.

После снятия ключевых санкций, введенных в ответ на разгон оппозиции в Минске в декабре 2010 года, Брюссель и Минск пытаются вернуться к формату конструктивного сотрудничества.

Киев, который никогда не поддерживал идею изоляции Беларуси, не может в существующей конфигурации в сфере безопасности не приветствовать потепление отношений Минска с Брюсселем. Как и в 2009 году, сегодня

в интересах Украины – удержать Беларусь от безвозвратной интеграции с РФ, особенно в сферах внешней политики и безопасности.

В свою очередь для Беларуси важно возвращение на международную арену, поиск альтернативных российским траншей, без которых белорусская экономика не удержится, а также такое выстраивание отношений с Украиной и ЕС, при котором вмешательство во внутреннюю политику Беларуси будет сведено к минимуму.

Похоже, что Киев и Брюссель согласились с такой позицией и санкции уходят в прошлое.

Следовательно, приоритетным становится укрепление белорусского государства. Реализация указанных интересов требует тесного пограничного, экономического, регионального и межчеловеческого сотрудничества, развивающегося на фоне новых вызовов в военной сфере и области безопасности.

Важным здесь также является сотрудничество в рамках т.наз. "еврорегионов" и Восточного партнерства, благодаря которому происходит практическое налаживание контактов между различными группами граждан обоих государств.

И наконец, Украине не стоит медлить с назначением нового посла в Беларуси. В отсутствие руководителя дипломатического представительства Киев теряет важный канал своевременной и эффективной коммуникации с властями Беларуси.

Тем более, что Минск так или иначе становится центром внимания европейских стран, о чем может свидетельствовать и недавнее посещение Беларуси министром иностранных дел Польши.

А потому объединение усилий и налаживание сотрудничества с коллегами из стран-членов ЕС должно стать важным тактическим ходом украинской дипломатии в Минске.

 

Автор: Елена Бетлий,

аналитик Института мировой политики

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.