Недетская задача. Могут ли украинские компании выйти на европейский рынок товаров для детей

Среда, 19 октября 2016, 15:30 — Юрий Панченко, Европейская правда

Считается, что если экспорт в ЕС сам по себе непрост, то экспорт товаров для детей – сложен вдвойне.

Неслучайно производители стараются избегать статуса "товары для детей". Например, ЕвроПравде уже доводилось видеть, как украинские производители игрушек экспортировали в Европу "сувенирную продукцию". По сути, те же игрушки, однако "сувенирный" статус позволял избегать сверхсложной сертификации.

Такие сложности сформировали миф, что этот рынок закрыт для украинских экспортеров. 

Аналогичные оценки часто звучат и в отношении детской одежды. Считается, что этот рынок для украинских экспортеров если не закрыт полностью, то, как минимум, требует очень больших стартовых вложений.

Жизнь опровергает мнение скептиков. "Европейская правда" продолжает цикл рассказов про украинские компании, сумевшие выйти на рынки стран ЕС.

Наш новый герой – черниговская компания "Берегиня", производящая детскую и подростковую обувь. Это достаточно крупное, по местным меркам, предприятие – 300 человек в штате, более 70 лет выпускавшее продукцию для украинского и российского рынков.

"Ранее у нас была торговля с Европой, но до сих пор это были одиночные спецзаказы. Это абсолютно не похоже на те задачи и вызовы, с которыми мы столкнулись сейчас", - рассказывает гендиректор компании Анна Бас.

Причина выхода на рынок ЕС достаточно банальна для Украины – фактическое закрытие российского рынка.

При этом задача усугублялась тем, что у компании не было средств для продвижения на новом рынке. 

Казалось, что поставлена совершенно невыполнимая задача. Однако на практике оказалось, что ничего невозможного нет. С прошлого года черниговская компания начала экспорт в Австрию, работая с местным посредником. Именно этот посредник и обеспечивает дальнейшее продвижение черниговской обуви как по австрийским, так и по немецким магазинам.

На основании дистрибьюторского договора австрийский представитель разработал новую торговую марку Primissimi - специально для продаж в ЕС, разработал сайт для онлайн-продаж, способствовал тому, что черниговская фабрика была представлена на международной выставке в австрийском Зальцбурге.

Работа через посредника имеет много недостатков (в первую очередь, финансовых), но упрощает продвижение в Евросоюзе.

Тут и далее - фото "Берегиня" 

"Наш австрийский партнер берет на себя все обязательства по размещению в сетях и решает все проблемы с сертификацией. Конечно, пока это небольшие партии, но мы уже представлены в ЕС, причем под своим брендом", - говорят в черниговской компании.

Возможность выхода со своим брендом – особая удача, ведь большинство украинских предприятий легкой промышленности обычно выполняют лишь заказы крупных мировых компаний, с их символикой и ярлыками, а значит, украинские бренды остаются неизвестны в Европе.

В то же время продвижение своего бренда крайне важно, если производитель хочет конкурировать не только ценой.

Например, в "Берегине" свой сегмент называют "средний плюс". А это означает, что их конкурентом являются не многочисленные "китайцы" и "индусы", а европейские производители. Компании с традициями, давно известные своим клиентам (точнее – их родителям ;)

Выйти и закрепиться на таком рынке - и так очень непростая задача, но вдобавок у черниговской компании вообще нет рекламных бюджетов. В общем, "миссия невыполнима". 

Но ситуация меняется, если ставить перед собой реальные задачи.

"Для того, чтобы выйти в Европу, нужны либо большие вложения, либо время. Лишних денег у нас нет, поэтому нужно быть готовым, что дорога в Европу будет длинной", - говорит Анна Бас. Такой выбор позволил производителю отложить "на потом" многие дорогостоящие процедуры и даже сертификацию. Как пояснили в "Берегине", сейчас обязанности по сертификации их продукции (европейские торговые сети часто требуют дополнительные сертификаты) лежит на австрийском партнере.  

"Конечно, мы понимаем, что это лишь временный шаг. Мы рассчитываем, что через некоторое время, когда у нас будут возможности нарастить свой экспорт в ЕС, мы пройдем полноценную европейскую сертификацию. Однако пока мы можем избежать этих трат, и это очень удобно", - уверяет начальник отдела ВЭД черниговской компании Татьяна Исмаилова.

 

Может возникнуть вопрос: неужели это возможно? А как же "драконовские" требования ЕС к продукции для детей?

На самом деле, все гораздо проще. Дорога в Евросоюз для "Берегини" открылась благодаря общегосударственным успехам в адаптации евростандартов.

А конкретно – благодаря признанию сертификатов соответствия. 

Теперь украинский сертификат, подтверждающий, что продукция сделана исключительно из натуральных материалов, позволяет начинать поставки в ЕС.

На практике украинского сертификата часто не хватает: конкретные торговые сети часто требуют дополнительные сертификаты от компаний из-за пределов ЕС. Однако, и это очень важно – речь идет не о требованиях ЕС и не о требованиях отдельных контрагентов. Как правило, такие условия ставят европейские оптовики, еще не доверяющие украинским партнерам.

Еще один барьер для украинского бизнеса, который часто называют экспортеры - необходимость адаптации ко вкусам европейцев

В "Берегине" решили и этот вопрос. Найти решение этой проблемы также удалось без дорогостоящих вложений.

 

"Вкусовые предпочтения отличаются и внутри Украины. Например, покупатели в Киеве часто предпочитают иную продукцию, чем львовяне. Само собой, что вкусы в Европе также отличаются.

Мы сделали очень простую ставку – в ЕС экспортируется детская обувь сдержанных цветов без дополнительных украшений. В Украине подобная продукция имеет стабильный спрос во всех регионах. И мы не прогадали – это оказалось интересно и европейским потребителям", - говорит Анна Бас.

К сожалению, украинский экспорт в ЕС товаров для детей пока не стал массовым. Многочисленные стереотипы все еще работают против Украины.

Однако, как показывает практика, большинство "страшилок" о сложностях выхода в ЕС оказывается всего лишь мифами.

На самом деле на европейский рынок могут выходить небольшие компании. Для этого достаточно украинской сертификации. А главное – европейские покупатели готовы покупать вещи, сделанные в Украине.

Опыт черниговских обувщиков доказывает все эти три правила. 

Статья подготовлена "Европейской правдой" в рамках информационной кампании Stronger Together! 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: