Закон для Uber: Эстония предложила решение глобальной проблемы

Вторник, 24 октября 2017, 13:05 — , для Европейской правды

Протесты профсоюзов и массовые демонстрации предпринимателей - так Европа протестует против роста экономики совместного потребления.

Uber и Airbnb уже стали серьёзными конкурентами для существующих отелей и таксофирм.

Как результат - работа Uber была приостановлена во Франции, Нидерландах, Финляндии, Швеции и Венгрии. В Германии и Чехии Uber, по сути, приравнен к традиционной службе такси – со всеми вытекающими обязанностями. Uber покинул Данию в текущем году, и ряд его водителей были оштрафованы за нарушение правил пассажирских перевозок.

А недавно транспортные власти Лондона не продлили Uber лицензию, пригрозив и вовсе запретить услугу. В популярных туристических городах, в том числе в Барселоне, были предприняты шаги по ограничению использования Airbnb.

Правительства европейских стран ищут способы перевода деятельности компаний, зарегистрированных за рубежом и работающих на платформах совместного потребления, в правовое русло.

И все они исследуют опыт Эстонии – мирового лидера по развитию цифровых технологий.

Бум совместного потребления

По прогнозам специалистов, в Эстонии оборот предприятий, работающих на платформах совместного потребления, достигнет к 2020 году 40 миллионов евро, что является существенной суммой в контексте эстонской экономики. Уже в период 2011-2015 годов рост оборота таких предприятий был 80%, тогда как в предприятиях традиционной экономики не превышал и 5%.

Иными словами, экономика совместного потребления стала наиболее быстро развивающейся формой экономики.

Эстония столкнулась с тем, с чем сейчас пытаются разобраться все страны Европы: предпринимательство является постоянным видом деятельности, а оказание, например, услуг частного таксоизвоза в качестве хобби не требует получения лицензии или обязанности по регистрации себя предпринимателем. При этом закон об общественном транспорте запрещает оказание услуг по платной перевозке или таксоизвозу без соответствующей лицензии.

В отношении лиц, оказывающих услуги по размещению туристов в своем доме, которые не связанны с их предпринимательской деятельностью, также не распространяется действие положений закона о туризме.

Отсутствие законодательства несет риски и самим потребителям.

Эстонский закон о защите прав потребителей регулирует только правоотношения между продавцом и потребителем, а поскольку под определение продавца не подпадают лица, предлагающие свои услуги или пользование собственностью через интернет-платформы, действие закона на такие правоотношения не распространяется.

Таким образом, потребитель остается без права на защиту, в том числе, без права на защиту здоровья при потреблении товаров или услуг. Поскольку действие законов, регулирующих отдельные сферы перевозок и туризма, не распространяется на share economy, единственным вариантом для потребителя по защите своих прав остается обращение в суд в общем порядке, что, учитывая сумму госпошлин и затрат на юридическую помощь в сравнении ценой приобретаемой услуги, потребителю весьма невыгодно.

Министерство экономики и коммуникаций Эстонии весной 2016 года приступило к разработке законопроекта, предусматривающего внесение изменений в существующий закон об общественном транспорте, который кулуарах прозвали "закон Uber".

Таксофирмы выступили с резкой критикой законопроекта, обвиняя его инициаторов в попытке легализации услуг частного извоза без лицензий, налогов и страховок. Примерно одновременно с этим выступил со своим заявлением и Союз отелей и ресторанов, по мнению которого лица, предлагающие услуги по размещению через портал Airbnb, пользуются им в целях уклонения от уплаты местных налогов.

Упростить для всех

Министерство экономики и коммуникаций Эстонии пришло к выводу, что стоит установить регуляцию для лиц, занимающихся оказанием услуг внештатно, вне своей основной предпринимательской деятельности, при этом как можно больше освободив их от бюрократической составляющей.

Для разрешения вопроса с излишней бюрократией по инициативе Налогово-таможенного департамента с 1 января 2018 года вводится так называемый "предпринимательский счет", посредством которого можно легализировать доход, полученный от оказания услуг совместного потребления.

Идея довольно проста и представляет своего рода упрощённую систему налогообложения для доходов, полученных при оказании услуг совместного потребления при посредничестве таких интернет платформ как Uber или Airbnb.

Предпринимательский счет будет открываться для лиц, чей доход от оказания услуг совместного потребления не превышает 25 000 евро в год. Главной отличительной чертой предпринимательского счета станет то, что банк автоматически переведет 20% от всех поступлений на такой счет на счет Налогово-таможенного департамента: в этой сумме содержится подоходный налог, социальный налог и пенсионные взносы.

Это весьма выгодно: при общем налогообложении в Эстонии только подоходный налог для физических лиц составляет 20%, а социальный налог – 33%.

Кроме того, 1 ноября 2017 года вступают в силу изменения в законе об общественном транспорте, которые больше не разделяют участников совместного потребления и водителей такси. С ноября и тем, и другим придется ходатайствовать о получении лицензии. В то же время, процедура получения лицензии упрощается для всех без исключения.

Различия останутся только в форме заказа такси. При заказе такси посредством мобильного приложения цена поездки формируется до приезда машины и потребитель ее акцептирует, что делает использование таксометра необязательным, а посадка случайных пассажиров без использования приложения и при отсутствии таксометра запрещена.

Таким образом, пассажир и водитель – участники совместного потребления в его настоящем понимании – могут заключить договор о перевозке только посредством интернет-платформы, к которой предъявляются требования по предоставлению информации о цене, маршруте, о лице, которое оказывает услуги, и других данных еще до начала заказа. Более того, чек должен быть выслан в электронной форме потребителю в разумные сроки.

Таким образом, с ноября 2017 года водители Uber в Эстонии станут такими же таксистами, как водители любой-другой таксофирмы. 

 

Автор: Виталий Галицких,

руководитель Таллиннского офиса

ЮФ "Ильяшев и Партнеры"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua