Незаметная ассоциация: как Украина выполняет Соглашение с ЕС

Понедельник, 17 декабря 2018, 16:10 — "Украинский центр европейской политики"

В 2018 году органы власти фактически вдвое увеличили динамику выполнения Соглашения с ЕС – с 11% до 21%. К таким выводам пришел в своем отчете "Украина и Соглашение об ассоциации: мониторинг выполнения 2014-2018" Украинский центр европейской политики.

Отчет показал, что работа на самом деле ведется во всех секторах. Вопрос лишь в том, в каких из них она доводится до конца.

В течение 2018 года Украина должна приблизить свое законодательство к законодательству ЕС в шести секторах: транспорт, социальная политика, технические барьеры в торговле, предпринимательская деятельность и торговля услугами, окружающая среда и деятельность компаний.

При этом в ряде секторов прогресс выполнения за последний год вообще отсутствует. Среди них: транспорт, социальная политика, основание предпринимательской деятельности, торговля услугами и электронная торговля, деятельность компаний.

Это означает, что в этих секторах или не разработано ни одного нормативно-правового акта, или разработаны лишь проекты таких актов, или приняты законы, которые требуют разработки и принятия вторичного законодательства.

При этом в предыдущие годы определенные шаги в этих секторах были сделаны, но по какой-то причине их бросили.

Четыре года позади: определились евроинтеграционные лидеры

Если же говорить о кумулятивном анализе за весь период существования Соглашения, то есть с 1 ноября 2014 по 1 ноября 2018 года, то прогресс выполнения составляет 24%.

Наиболее успешно и системно в течение четырех лет происходит работа в следующих секторах: публичные закупки, технические барьеры в торговле и налогообложение, деятельность компаний, защита прав потребителей, что свидетельствует об эффективной работе в этих секторах в течение четырех лет выполнения Соглашения об ассоциации.

Выполнение обязательств в секторе публичных закупок по приближению национального законодательства к законодательству ЕС проведено полностью. В течение этого времени были определены два органа государственной власти, ответственные за формирование политики в сфере государственных закупок и пересмотр решений заказчиков, внедрены основные стандарты, регулирующие процесс заключения государственных контрактов.

В секторе технических барьеров в торговле приближено полностью горизонтальное законодательство и 80% вертикального законодательства.

В секторе налогообложения национальное законодательство приближено к положениям европейского в отношении общих условий акцизного сбора, а также структуры и ставок акцизного сбора на табачные изделия.

В секторе деятельности компаний национальное законодательство приближено к положениям европейского в отношении ежегодной финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности и связанных с ними отчетов определенных типов компаний, применения международных стандартов бухгалтерского учета и единоличных частных компаний с ограниченной ответственностью.

В секторе защиты прав потребителей на национальном уровне созданы условия для защиты таких прав при указании цен на товары, предлагаемые потребителям, приближения законодательства в отношении товаров, не соответствующих своему внешнему виду и представляющих угрозу для здоровья и безопасности потребителей, и обеспечения наличия на магнитных игрушках, поставляемых или уже представленных на рынке, предупреждения о риске для здоровья и безопасности.

Евроинтеграционные колебания

Частичный прогресс приближения наблюдается в секторах энергетики, транспорта, социальной политики и окружающей среды.

Читайте также
"Зрада" отменяется: как в ЕС оценивают выполнение Украиной Соглашения об ассоциации

В секторе энергетики наиболее успешными примерами выполнения обязательств можно определить рынки энергетической эффективности, газа и электроэнергии, нефти и нефтепродуктов, где начатые реформы имеют хороший шанс завершиться в течение следующих нескольких лет.

В секторе транспорта приближено законодательство в части перевозки опасных грузов по внутренним водным путям, а также принята дорожная карта международных морских перевозок.

В секторе социальной политики осуществлено приближение национального законодательства к положениям европейского касательно постепенного введения принципа равного отношения к мужчинам и женщинам в сфере социального обеспечения, минимальных требований по улучшению безопасности и защиты здоровья работников добывающих предприятий с подземным и открытым способами добычи и минимальных требований безопасности и охраны здоровья в процессе использования рабочего оборудования рабочими при осуществлении профессиональной деятельности.

В секторе окружающей среды осуществлено приближение национального законодательства к положениям европейского в сферах водной политики, оценки влияния отдельных государственных и частных проектов на окружающую среду, а также оценки и управления рисками затопления.

Бег на месте

Наименьший прогресс в приближении национального законодательства в течение 2014-2018 годов произошел в таких секторах: основание предпринимательской деятельности, торговля услугами и электронная торговля, общественное здоровье и таможенные вопросы.

Несмотря на то, что в этих секторах ведется работа, процесс приближения не завершен.

Что мешает?

Приближение национального законодательства к законодательству ЕС происходит в каждом секторе Соглашения об ассоциации с разной скоростью, комплексностью и качеством.

На пути прогресса в большинстве секторах стоит слабая институциональная способность государственных институтов, которые должны приближать национальное законодательство к законодательству ЕС, чему могло бы помочь усиление государственных учреждений качественными кадрами, обеспечение эффективного менеджмента, ориентация работы государственных институтов не на процесс, а на результат, политическая воля для необходимых изменений.

Кроме того, процесс имплементации Соглашения об ассоциации часто сопровождается "украинизацией" права ЕС.

Разработанные проекты актов часто не в полной мере соответствуют европейскому законодательству и практике их применения (в частности, по причине трактовки отдельными государственными органами норм актов ЕС на свое усмотрение, избирательного применения ими этих норм, нежелания терять полномочия и т.д.).

Это приводит к системным ошибкам и несоответствию законодательства актам ЕС, в рамках имплементации которых такое законодательство разработано или принято.

Для преодоления этого вызова правительству и парламенту следовало бы отойти от практики разработки точечных изменений в национальное законодательство и принять системообразующие нормативно-правовые акты, учитывающие цели, задачи и весь комплекс требований законодательства ЕС.

Необходима также оценка эффективности внедрения приближенного законодательства не только с украинской стороны, но и европейской стороной, в частности путем официальных заключений (в противовес экспертным).

Еще один процесс, который мешает выполнению Соглашения – блокирование прохождения актов в Верховной раде заинтересованными сторонами и группами интересов.

Отсутствие политической воли и неприоритетность у народных депутатов евроинтеграционных законопроектов значительно затягивает их рассмотрение в комитетах ВР.

Единственный путь улучшить ситуацию – это чтобы представители органов власти направляли свою работу не на процесс, а на результат.

Авторы: Любовь Акуленко, Наталья Бовкун, Екатерина Потапенко,

"Украинский центр европейской политики"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua