Обогнать Молдову: Украина впервые возглавила рейтинг восточных соседей ЕС по уровню евроинтеграции

Вторник, 26 февраля 2019, 15:59 — , Европейская правда
Фото: openmediahub.com

Восточное партнерство (ВП) – формат, созданный ровно 10 лет назад – с самого начала ставил целью приблизить страны-соседи к Евросоюзу, избегая при этом любых упоминаний о перспективе членства.

А еще была идея о таком себе "проевропейском соревновании", когда государства-партнеры пытаются "догнать соседа" во внедрении проевропейских норм. Причем на этапе разработки формата не было сомнений, кто будет выполнять роль "лидера" или "локомотива" партнерства. Тогда, в эпоху Ющенко, Украина была наиболее продвинутой в отношениях с единой Европой. Еще с 2008 года мы официально вели переговоры об ассоциации, с 2007-го имели упрощенный визовый режим и вели (на тот момент неформально) диалог о безвизе.

У других соседей этого не было и близко, поэтому ВП предложило им "догнать Украину".

Но не тут-то было. Имея "диалоги" и "форматы", мы не торопились с реформами.

Поэтому осенью 2011 года, когда появился первый рейтинг стран-участниц ВП, выяснилось, что Украина уже – совсем не лидер.

Молдова, где за два года до того пришла к власти проевропейская коалиция, стремительно продвинулась по пути реформ и, даже имея проблемы, заняла безусловное первое место в регионе по уровню евроинтеграции. Украина же оказалась третьей, пропустив вперед также Грузию. Годы президентства Януковича дополнительно закрепили эту тенденцию, мы кое-где начали уступать даже Армении.

Только через пять лет расклад сил начал меняться.

В прошлогоднем рейтинге (анализирует статистику и изменения на конец 2016 года) мы поднялись на второе место. Впереди оставалась только Молдова. А в этом году Украина официально вернула себе лидерство.

"Европейская правда" получила в распоряжение рейтинг, составленный по состоянию на конец 2017 года и представленный во вторник в Брюсселе.

Наш рост или "падение" соседей?

"Несмотря на проведенные впечатляющие реформы, Украина входит в год парламентских и президентских выборов в крайне ненадежной атмосфере, имея разделенное общество, что отражается в низком уровне поддержки ключевых кандидатов на пост президента.

В Молдове действует правительство, которое позиционирует себя как гарант сохранения ориентации на ЕС и предохранитель от прихода к власти пророссийских партий, но на самом деле является центром коррумпированных правящих элит, без зазрения совести использующих правосудие и преследования, чтобы свергнуть своих политических оппонентов, а также удерживающих экономику в коррупционных рамках".

Между Кремлем и олигархом: что принесет смена власти в "захваченной" Молдове

Эти два абзаца идут друг за другом и довольно четко – хотя и предельно кратко – описывают восприятие реформ в наших государствах европейскими чиновниками, а также прогресс Киева и Кишинева в проведении этих реформ.

Для Молдовы этот рейтинг оказался совершенно провальным. Она не просто потеряла лидерство, а упала на третье место, пропустив вперед Армению. И это – без учета отмененных выборов мэра столицы летом 2018-го, из-за которых ЕС остановил помощь Кишиневу.

Следовательно, у выхода Украины на позицию лидера Восточного партнерства одновременно две составляющие – успехи Украины и проблемы в других государствах региона, прежде всего в Молдове. Сложно определить, какая из этих причин больше повлияла на успешные показатели нашей страны.

Не только оценки политиков, но и беспристрастные "цифры" свидетельствуют, что в нашем движении к ЕС – огромное количество проблем. Большинство из них сейчас свойственны всему региону.

"Все шесть государств ВП испытывают проблемы с преодолением коррупции и политического кумовства, а в Молдове вообще речь идет о "захваченном" (олигархами и политэлитой. – ЕП) государстве", – говорит отчет, отмечая, что для Украины ключевая проблема – это недостаточная независимость судов, что, среди прочих последствий, блокирует эффективную борьбу с коррупцией и в целом подрывает демократическое развитие государства.

Рейтинг сближения стран-партнеров с Евросоюзом
Рейтинг сближения стран-партнеров с Евросоюзом

Но это не отменяет того факта, что есть и достижения.

Впервые в истории индексов ВП отмечается, что государства-партнеры, включая Украину, перешли от принятия реформ к их внедрению.

Необходимо добавить, что по показателю "связанности с ЕС" Украина – лишь третья, после Молдовы и Грузии. Однако этот показатель, во-первых, в меньшей степени касается реформ, а больше – программ взаимодействия или помощи. Поэтому остановимся именно на рейтинге "приближения", который, по сути, и является индексом европейской интеграции. Он состоит из ряда блоков, которые мы пройдем один за другим.

Достаточно свободы и недостаточно прав человека

В блоке "устойчивой демократии" Украина с этого года (то есть по итогам 2017-го) стала лидером рейтинга, хотя еще в предыдущем была на третьей позиции.

Но это не значит, что все безоблачно. Особенно – по сравнению с прошлым.

2017-й стал годом проблем с соблюдением прав человека во всем регионе. Рейтинги упали у Грузии, Молдовы, Армении, да и Украина продемонстрировала глубокое падение и перестала быть лидером ВП.

Одна из проблем – безнаказанность правоохранительных органов, в том числе пытки задержанных. Эту проблему признают и в правительстве. Есть надежда, что ситуация исправится после начала работы ГБР, но это – дело будущего. Также во всех странах ВП есть проблемы с исполнением решений ЕСПЧ.

 

Во всех государств региона упали и показатели по блоку "независимость СМИ". У всех причины падения разные, Украине, в частности, вменяют в вину механизмы, которые воспринимаются в Брюсселе как "интернет-цензура". Также у нас есть проблема нападений на представителей медиа с недостаточным расследованием таких случаев, а также то, что власть начала менее толерантно воспринимать критику в свой адрес.

Но так как падение было и у других государств, Украина по этому показателю как была, так и осталась на третьем месте.

Огромное падение (с показателя 0,8 до 0,65 и с явного первого места на второе) у Украины произошло в блоке "независимое правосудие".

В Брюсселе прекрасно видят, что суды в Украине далеки от свободных, как бы Киев ни убеждал в обратном.

"Хотя для назначения, продвижения и увольнения судей есть законная процедура, основанная на объективных критериях, на практике это так и не было воплощено. В большинстве случаев процесс отбора и повышения судей был произвольным и основанным на политических аргументах", – говорится в документе в отношении Украины.

В частности, такой вывод основывается на отчете по этому поводу, представленном Госдепом США.

Но хватит о плохом. В разделе "устойчивая демократия" есть положительные изменения.

Настоящий рывок мы сделали по показателю "государственное управление". В то время как все государства региона показали падение показателей, Украина улучшила их и переместилась с третьего на первое место. "Украинская реформа системы госуправления – самая эффективная и наиболее продвинутая в регионе", считают авторы рейтинга. Они, в частности, отметили масштабную реорганизацию министерств, создание директоратов по вопросам развития, стратегического планирования и евроинтеграции в министерствах и госагентствах.

В вопросе подотчетности государства Украина существенно улучшила свои показатели и сейчас находится на втором месте, почти догнав лидера, Грузию. В вопросе свободы слова и собраний Украина была и остается лидером Восточного партнерства.

Право и нормы ЕС

Этот раздел больше касается того, что является стержнем европейской интеграции – то есть внедрения в украинское законодательство норм ЕС, как предусмотрено Соглашением об ассоциации. Здесь Украина – также на первом месте, хотя есть и проблемные участки.

Очень печально, что мы не стали отличниками в блоке "рыночная экономика и внедрение ЗСТ с ЕС". В предыдущем отчете Украина была на 3-4-м месте вместе с Молдовой, сейчас – на 5-6-м вместе с Беларусью. Причем у Брюсселя есть замечания и к тому, как Украина выполняет ассоциацию.

"Хотя украинская власть анонсировала планы внедрения стандартов ЕС, в 2017 году ситуация существенно не изменилась. Украина гармонизировала лишь 39% национальных стандартов и согласовала 60%", – говорится в документе.

Стоит отметить: даже здесь, несмотря на претензии от ЕС, ни о каком откате речь не идет. Мы в 2017 году улучшили и этот показатель – но дело в том, что все без исключения другие государства показали намного более значительный рост.

Как говорится в известной шутке Льюиса Кэролла, чтобы стоять на месте – нужно бежать изо всех сил.

Таковы реалии современного мира.

Автор: Сергей Сидоренко,

редактор "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.