Кандидат с нюансами: что происходит в ЕС перед историческим решением по Украине

Пятница, 10 июня 2022, 10:05 — , Европейская правда
Фото: DPA/East News
Флаг Украины перед зданием Европейского парламента. Страсбург, 4 мая 2022 года

"Завершил разговор с Эммануэлем Макроном. Предметно обсудили рассмотрение нашей заявки на получение статуса кандидата на вступление в ЕС", – написал Владимир Зеленский в середине мая. Тогда президент обсуждал этот вопрос с лидерами всех государств, относящихся к числу "проблемных", то есть тех, кто не был готов голосовать за кандидатский статус для Украины. Франция – одна из них.

С тех пор кое-что изменилось.

"В разговоре с Макроном особое внимание – пути Украины в ЕС, координируем шаги", – затвитил президент вечером 9 июня, намекнув, что былого уровня разногласий уже нет. Впрочем, сам Макрон заявлять об этом не стал, сообщение Елисейского дворца оказалось сдержанным.

Этот пример довольно точно отражает то, что происходило за последний месяц в вопросе движения Украины к членству в ЕС.

До сих пор нет никакого официального решения, только полутона и намеки – но украинские участники процесса публично излучают оптимизм и вроде бы у них есть основания для этого. За последние четыре недели в ЕС резко сократилось количество "украиноскептиков".

Но единодушия до сих пор нет. Остались и даже появились новые страны, ожидающие шагов с украинской стороны и готовые сказать Украине "да" только при этом условии. Поэтому сейчас историческое для нас решение ЕС зависит, прежде всего, от Украины и готовности всей власти осознать это. Пока не поздно.

Для тех, кто предпочитает видео, предлагаем видеоблог ЕвроПравды о ситуации с кандидатством. Для тех же, кому нужна подробная текстовая информация, мы подготовили эту статью.

Что ждет нас в ближайшее время?

Европейская комиссия отложила свое решение о готовности Украины получить статус кандидата. ЕК утвердит свое заключение 17 июня, а не 15, как ожидалось ранее. Это, впрочем, не "зрада": наоборот, это позволяет преодолеть препятствия. Время играет на нас, потому что в последние дни баланс медленно смещается в нашу пользу.

А вот дата следующего этапа рассмотрения украинской заявки твердо зафиксирована, заверил ЕвроПравду еврокомиссар Янез Ленарчич, который на этой неделе посещал Киев. Возможность перенесения украинского вопроса на следующий саммит сейчас не рассматривают.

"Сложно предсказать день рассмотрения в ЕК, но Комиссия сделает все – подчеркиваю, все – чтобы гарантировать, что государства-члены смогут рассмотреть этот вопрос на саммите 23 июня", – заявил он (полное интервью еврокомиссара смотрите и читайте на ЕС в ближайшее время).

Нужно пояснить, кто именно и по какой процедуре утверждает украинскую заявку.

Тем более что украинскую заявку будут рассматривать существенно иначе, чем это обычно происходит в ЕС. Даже, не будем этого скрывать, вопреки требованиям базового договора Евросоюза.

Как известно, 28 февраля Украина подписала заявку на вступление в ЕС. Несмотря на громкое название, о вступлении речь не идет – только о запуске процедуры. 11 марта на внеочередном саммите ЕС дал на это согласие. Еврокомиссия разработала опросник для потенциальных кандидатов; Украина в рекордно сжатые сроки заполнила его, затем так же быстро заполнила вторую часть. Весь этот процесс занял два месяца с хвостиком, и это для ЕС беспрецедентно быстро, в несколько раз быстрее, чем у любого кандидата в прошлом.

Теперь, согласно официальным процедурам ЕС, Европейская комиссия должна дать независимое заключение о том, готова ли Украина к членству. Правила ЕС требуют, чтобы это был технический документ, ЕК не имеет права учитывать мнение государств-членов на этом этапе.

Но реальность иная.

Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сейчас взяла процесс в свои руки и лично решает вопросы по поводу заключения, а для этого ведет переговоры с ключевыми государствами-членами и лично собирается посетить Киев.

Ее цель – договориться о таких формулировках документа, которые найдут единодушную поддержку на саммите и не будут отвергнуты.

Собственно, все многостраничное заключение уже готово, а темой обсуждения остается то, что там написать – "да" или "нет". То есть к детальному техническому документу допишут несколько предложений (в позитивном для Украины сценарии) или несколько абзацев (в негативном) о том, готова ли Украина получить статус кандидата.

Да, вы правильно поняли: не внося никаких изменений в многостраничный анализ, из него могут сделать два почти противоположных вывода.

Два плана для Украины

"Есть три основных страны, которые не хотят давать зеленый свет Украине или требуют, чтобы кандидатство содержало условия. Это план Б, и для нас это очень тяжелое решение, которое, мы уверены, ослабит Европейский Союз и европейских лидеров... Нам нужно сейчас всю энергию сконцентрировать на том, чтобы был реализован исторически правильный план А, а план Б может воплотиться и без украинского участия", – рассказала журналистам в четверг в Брюсселе вице-премьер по вопросам евроинтеграции Ольга Стефанишина.

Последние несколько недель она провела в ЕС, в поездках между европейскими столицами, где пыталась убедить всех европейских коллег в том, что Украина заслуживает статуса кандидата. Одновременно по европейским столицам ездили также Игорь Жовква и Эмине Джапарова. А еще подобные визиты совершали несколько групп украинских активистов и экспертов, которые на этот раз полностью поддерживали правительство и убеждали политиков в ЕС, что Украина должна стать кандидатом без всяких "но" и "если".

Впрочем, единогласия они не добились.

О том, какие страны сейчас не согласны (их число в последние дни даже начало расти!) – чуть позже. А сначала – о двух планах.

План А, о котором упомянула Стефанишина – это заключение Еврокомиссии о том, что Украина отвечает критериям и ЕС признает за ней статус кандидата уже сейчас. Все последующие шаги (например, начало переговоров) будут обусловлены проведением реформ.

План Б, который продвигают несколько столиц, предусматривает, что условия будут выдвинуты уже сейчас, и до их выполнения Украина будет "кандидатом в кандидаты". Перечень условий предлагается прописать в выводах Еврокомиссии (будто бы их придумали не государства-члены, а сама ЕК). А на саммите в этом случае Украине сообщат, что она становится лишь "потенциальным кандидатом", а также получает юридически признанную перспективу членства (которая до сих пор формально действительно не зафиксирована ни в одном документе).

Конечно, Евросоюз попытается убедить, что план Б – не "зрада", а "победа".

Более того, многие в ЕС действительно так считают!

Такое мнение есть среди отдельных должностных лиц Еврокомиссии и среди отдельных государств-членов. Его также уже "сливают" в СМИ, готовя к вероятному негативному развитию. Так, ряд СМИ минувшей ночью распространили сообщения агентства Bloomberg с заголовком Ukraine Likely to Win Initial EU Backing for Path to Membership.

Но в виде этой "победы" источник в ЕС рассказал журналистам именно о плане Б, который станет для Киева безусловным поражением. Об этом уже публично заявили и в правительстве, и на Банковой. Об этом единодушно говорят украинские эксперты-реформаторы, которые направили в ЕС письмо по этому поводу, которое собрало беспрецедентно широкую поддержку.

В конце концов, то, что Украина отвечает требованиям для государств-кандидатов, это неоспоримый факт – достаточно сравнить с другими государствами, которые получали этот статус. Поэтому непредоставление его Украине будет просто несправедливым.

Остается добавить, что сейчас есть только одна страна, получившая в Брюсселе подобный ответ о "кандидате с условиями" – это Босния и Герцеговина, которая, будем откровенны, является нефункциональным государством, failed state.

Кто за и кто против (спойлер: нет, не Венгрия)

Ольга Стефанишина в общении с журналистами в Брюсселе не стала называть государств-противников нового статуса для Украины, и это правильный подход – публичные обвинения со стороны чиновника не помогут формировать единство на саммите.

К тому же под вопросом даже количество этих противников, потому что оно постоянно меняется. К сожалению, не всегда в нашу пользу.

Хотя есть и хорошие новости!

Многие источники утверждают, что Макрон, о котором говорилось в начале, действительно становится благосклоннее к кандидатству, и не только для Киева. Франция, скорее всего, будет предлагать статус для двух соседей ЕС – Украины и Молдовы.

Одна из причин – то, что во Франции завершаются парламентские выборы (оба тура пройдут до саммита), и это развяжет президенту руки по поводу решений, которые могли бы спровоцировать критику оппонентов.

Но есть и другая причина. Одновременно с изменением мнения Парижа Украина со своей стороны стала положительно отзываться об инициативе Макрона по созданию "европейского политического сообщества". Этот проект (который еще неизвестно, заработает ли) для французского лидера – геополитическая гордость, и то, что сначала Киев был против, в Елисейском дворце восприняли с обидой. Теперь как будто бы все уладилось.

Осторожные сигналы поступают из Австрии. Эта страна, которая полтора месяца назад публично исключала возможность статуса кандидата для Украины, постепенно начала смягчать позицию. На прошлой неделе австрийский канцлер заявил о готовности выделить Молдову и Украину в отдельный формат, хотя ушел от конкретики о том, проголосует ли он за статус кандидата.

Традиционно проблемными остаются Нидерланды. Премьер Рютте настаивает на том, чтобы не давать Украине новых статусов до выполнения условий. Впрочем, из нескольких источников поступала информация, что он обещал снять блокаду, если останется один.

А Германия действует так, как обычно при канцлерстве Олафа Шольца – избегает определенной позиции. Сам Шольц хотел бы сказать "нет" кандидатству, но на него давят и избиратели (поддерживающие движение Украины в ЕС), и часть однопартийцев, и падение собственных рейтингов. Поэтому шансы на смену позиции есть.

Нужно отдельно подчеркнуть: Венгрия будет голосовать за Украину.

Несмотря на медийную активность, некорректные заявления команды Орбана и т.д., в Будапеште есть решение поддержать движение соседней страны в ЕС.

Однако в последние дни появились два новых оппонента. Это Дания и Швеция, которые вложили немало усилий в реформы в Украине, прежде всего антикоррупционные, и решили поставить несколько условий именно в этой сфере для следующего шага ЕС.

И это может стать более серьезной проблемой, чем немецкая нерешительность.

Рецепт победы

Несколько источников подтверждают, что в ближайшие дни Украину посетит Урсула фон дер Ляйен.

Важно понимать, что фон дер Ляйен в этой истории – на стороне Украины. Эту оценку ЕП подтверждают многочисленные должностные лица и дипломаты, занимающиеся отношениями Украины и ЕС. Она, в отличие от ряда коллег, осознает, что "нет" для Украины, даже замаскированное за "боснийским сценарием", будет иметь катастрофические последствия для всех.

А самое главное, что ей доверяют в офисе президента.

Это дает шанс на успех ее миссии.

Как говорят, цель ее визита – объяснить лично Зеленскому положение вещей и подсказать, как Киев может предотвратить негативное решение саммита. Что существует список быстрых решений, которые достаточно выполнить, чтобы доказать европейцам намерение Киева вернуться к реформам после завершения военного положения – и это снимет аргументы ключевых противников.

У ЕвроПравды нет полного списка, но очевидно, что в него входят решения в сфере противодействия коррупции (что является ключевым для Дании и Швеции) и прав человека и равенства (в центре внимания – для Нидерландов и той же Швеции).

И остается надеяться, что выход будет найден. Что стороны услышат друг друга. Что будут не только слова, но и действия. А исторический для нас саммит 23-24 июня превратится в событие, где Украина и ЕС вместе победят, а не наоборот.

 

Автор: Сергей Сидоренко

редактор "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.