ЗСТ с Евросоюзом – пусть победят лучшие

Вторник, 29 декабря 2015, 09:29 — Петер Зашев, IBS Group

Через несколько дней Украина войдет в полноценную свободную торговую зону с Евросоюзом.

Прежде всего, о данном изменении не стоит думать как о дожде благополучия, который начнет литься на Украину сразу с 1 января! Поначалу, скорее всего, все будет наоборот - украинским производителям будет нелегко найти клиентов и рынки в ЕС.

Проблема не только в уровне конкурентоспособности украинской продукции, но и в отсутствие знаний и умений, как бороться за место под солнцем в условиях более сильной конкуренции и уже установившихся коммерческих связей.

Тем временем европейские товары будут активно находить пути к украинскому рынку. Это не является результатом европейского интереса к новому рынку – у большинства европейцев, к сожалению, слишком сильны страхи и сложившиеся стереотипы об украинской бизнес-среде и бизнесе, для чего, впрочем, есть реальные основания.

Нетрудно представить, что противники евроинтеграции начнут говорить: "Вот! Европа заработала, а мы тем временем потеряли рынок России и остались в большом минусе!".

На мой взгляд, данный аргумент не выдерживает критики. Логика восточного соседа Украины – "кому нужны ваши товары в Европе, а мы бы у вас их покупали" – была неверна еще во времена СССР и Совета экономической взаимопомощи. Данная логика базируется на трех утверждениях:

-          ваша продукция никчемного качества и никто другой ее не купит

-          у нас есть деньги и возможности покупать даже эту продукцию никчемного качества

-          наши покупатели купят вашу плохую продукцию

Но в условиях современной глобальной экономики производить плохую продукцию нерационально и проигрышно как для самих производителей, так и для национальной экономики.

Ключевой российский аргумент: "у нас есть деньги и рынок" – остается в силе только тогда, когда цены на нефть и газ высокие. В конце 1980-х и начале 1990-х Восточная Европа испытала на себе ситуацию, когда Россия не может покупать "барахло", а никому другому его не продать.

Еще один вопрос: а почему надо было производить "барахло"?

К тому же Россия пока еще остается частью мировой экономики, и российским потребителям тоже (что, наверное, неудивительно!) хочется покупать качественные товары.

Без разницы, на какое направление ориентирован экспорт страны – конкуренция уже давно стала глобальным явлением, и покупатели во всем мире ищут качественный товар по хорошей цене. Куда меньше их интересует, произведен ли он в Китае, Германии или Украине.

Европейский рынок в этом плане точно такой же. Поэтому любому украинскому производителю не стоит слишком долго фокусироваться на потере российского рынка, а задуматься:

-          где мы на глобальной карте среди всех мировых производителей;

-          в чем конкурентоспособность нашей бизнес-модели и продукта/услуги;

-          как можно ее быстро нарастить с минимальными инвестициями;

-          какова наша бизнес стратегия и какое место в ней занимает международное направление и развитие экспорта?

Бояться нечего! Следует помнить, что 

у европейских конкурентов, помимо сильных сторон, есть и немало слабостей, которые надо знать и которыми можно и нужно воспользоваться.

Имея опыт работы с украинскими производителями, я впечатлен их напористостью, энергией и желанием быстро учиться и меняться.

Как и в природе, быстрые, умные и активные преуспеют. Не все попадут в их число, но это нормальная часть процесса экономической эволюции.

Добро пожаловать на большую арену европейской конкуренции – пусть победят лучшие!

 

Автор: Петер Зашев,

д.э.н., партнер IBS Group Ltd (Финляндия)

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.