Бесконечный конфликт: почему катарский кризис не имеет решения

Вторник, 28 ноября 2017, 09:01 — , Университет Тарту (Эстония)

"Холодная война" на Ближнем Востоке - одно из долгосрочных противостояний. Это противостояние Саудовской Аравии и Ирана отражается на всем Ближнем Востоке, и в особенности в регионе Персидского залива.

Одним из его проявлений стал катарский кризис. Катар, который, по сути, находится с июня этого года на осадном положении, без сомнения, не случайно выбранный актер очередного акта ближневосточной драмы.

Тем более, что этот кризис еще не завершен. 

Вся началось 5 июня, когда ряд стран: Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Бахрейн, Йемен и другие - заявили, что прекращают дипломатические связи с Катаром.

Что же стало причиной столь жесткого и неожиданного поступка? Причиной якобы стала хакерская атака с взломом сайта новостного агентства Катара в мае 2017 года, что и спровоцировало кризис. В этом взломе подозревали разные группы, в том числе тень подозрение пала на российских хакеров, но также обвиняли и хакеров ОАЭ.

В любом случае, кто бы за этим хакерством ни стоял, им было выгодно спровоцировать кризис в регионе.

Причин для обвинения Катара нашлось целый ряд, и обвинителей тут хоть отбавляй. Конечно, давние связи с исламским экстремизмом у Катара были и, видимо, есть и сейчас, но у кого из стран Персидского залива их нет? Однако рассмотрим некоторые из этих обвинений (впрочем, во всех этих грехах можно было бы обвинить ту же Саудовскую Аравию, и даже с большим успехом).

Ключевое обвинение состоит в том, что Катар имеет связи с радикальным исламизмом в регионе (в частности, в Сирии). Из этого делается вывод, что Доха поддерживает терроризм в лице исламистских радикальных группировок.

Кроме того, "подсудимому" вменяется и то, что Доха вмешивается во внутренние дела стран арабского мира.

А главное - Катару ставится в вину также дружба с Тегераном.

Основным обвинителем выступает, конечно же, Саудовская Аравия, которая сама является чуть ли не основным импортёром крайнего салафитского исламизма во всём регионе. Среди обвинителей находятся и другие страны, которые объединились с Эр-Риядом в один антикатаровский фронт. Примкнувший к этому фронту Бахрейн обвиняет Доху в том, что Доха желает нанести вред безопасности и стабильности Бахрейна, вмешиваясь в его дела, и финансирует терроризм и группировки, которые связаны с Ираном.

 

К обвинительному акту с большим удовольствием присоседились также ОАЭ и Египет, которые объявили, что причиной разрыва отношений с Катаром стала поддержка им Аль-Каиды и ИГИЛ, а также тот факт, что Катар оказывал поддержку терроризму на  Синайском полуострове, вмешивался во внутренние дела Египта и других стран.

Дополнительно Египет обвинил власти Катара в том, что катарский телевизионный канал Аль-Джазира, созданный в 1996-м году по указу катарского эмира, а также ряд катарских сайтов поддерживают терроризм, массово производят фейковые новости, а также связаны с организацией "Братья-мусульмане", запрещённой в Египте.

Власти Катара с этими обвинениями не согласны и опровергают их. Впрочем, Саудовская Аравия и ряд других стран, обвиняющих Доху во всех  смертных грехах, исходят не из логики и старого принципа права in dubio pro reo ("в случае сомнения — в пользу обвиняемого"), а из принципа "виновный виновен по всем статьям, потому что виновен".

Хотя, мягко говоря, Катар далеко не безгрешен и в связях с радикальным исламизмом имеет довольно значительный багаж.

Кризис, между тем, продолжается и пока не разрешён. После активных действий стороны перешли к стадии взаимных обвинений.

К примеру, шейх Катара Тамим бин Хамад бин Халифа Аль Тани на сессии Консультативного собрания Катара на днях заявил, что Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет всячески избегают диалога и не хотят решить ситуацию. Саудовская Аравия и ОАЭ блокируют поставку продуктов и товаров в Катар, пытаясь загнать Доху в патовую ситуацию и наказать непокорный эмират. 

Иран, который стремится усилить свои позиции в регионе, оказывает помощь Катару - как дипломатическую, так и экономическую.

Немаловажный факт - в Катаре расположена и военная авиабаза Эль-Удейд, которую использует армия США. Эта база в свою очередь является в определённом смысле гарантом безопасности для Катара, но также выступает как красная тряпка для Тегерана.

Несмотря на то, что Саудовская Аравия и США - тоже союзники и имеют ряд общих интересов, Эр-Рияд усмотрел, что военное сотрудничество Катара и США показывает то, что Доха имеет опасения (и небезосновательные) не только перед Ираном, но и перед Саудовской Аравией.

Конфликт и трения между союзниками Вашингтона, коими являются и Катар и Саудовская Аравия, весьма на руку и Кремлю. Если союзники американцев будут между собой в ссоре, то это только обрадует Москву, поэтому фактор кремлёвского вмешательства в организацию "осады Катара" исключать не стоит.

А что же Катар? А Катару остаётся лишь лавировать между молотом (Саудовская Аравия) и наковальней (Иран), полагаясь на поддержку Ирана, а также на сотрудничество с США и другими странами.

Является ли Катар виновником всех бед Саудовской Аравии, ОАЭ и ряда стран? Вряд ли.

Но Катар, у которого много грехов (связь с радикальным исламизмом), был идеальным кандидатом в "козлы отпущения" и был выбран в качестве этого "козла отпущения" не случайно. И это делает очень высокой возможность "новой серии" катарского кризиса. 

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.