Куди рухається світова торгівля: погляд із СОТ

Середа, 13 липня 2016, 09:01 — Анжела Махінова, Sayenko Kharenko

Относительно недавно был опубликован Годовой отчет ВТО ("Отчет") с обзором основных событий за 2015 год. Это важный документ, поскольку он позволяет понять, куда движется мировая торговля.

При этом Отчет демонстрирует две противоположные тенденции.

С одной стороны, в нем отражено множество фактов, в очередной раз подтверждающих важную роль ВТО в международной торговле. Так, в 2015 году организации исполнилось 20 лет, в ВТО состоят уже 162 члена, было инициировано рассмотрение 500 споров, нотифицировано 621 соглашение о региональной торговле, из них 451 – действующее и т.д.

С другой стороны, с каждым годом перед ВТО возникает все больше вызовов, связанных не только с торговлей, но и с охраной окружающей среды; с устойчивым развитием (sustainable development), в первую очередь, развивающихся и наименее развитых стран.

Да и сама торговля сильно изменилась – теперь требуется регулирование электронной торговли, торговли высокотехнологическими товарами, а также поиск баланса между правилами ВТО и постоянно возрастающим количеством договоров о региональной торговле. Это при том, что

членам ВТО все сложнее договариваться между собой.

В этой статье мы хотим вкратце остановиться на анализе наиболее знаковых/показательных, по нашему мнению, событий для ВТО за 2015 год.

10-я Министерская конференция в Найроби

Несмотря на то, что в рамках Министерской конференции не удалось достичь консенсуса по многим вопросам (например, по торговле индустриальными продуктами, торговле услугами, по договорам о региональной торговле, в отношении антидемпинговых и компенсационных мер, процедуры рассмотрения споров), членам ВТО все же удалось принять много важных решений, например:

  • отмена экспортных субсидий для сельскохозяйственных товаров развитыми странами незамедлительно, а развивающимися странами – до 2018 года;
  • согласован специальный защитный механизм для развивающихся стран, предусматривающий право повысить импортные пошлины в случае, если будет существенный рост импорта определенных сельскохозяйственных товаров;
  • отмена экспортных субсидий для хлопка развитыми странами незамедлительно, а развивающимися странами – до 2017 года;
  • полная отмена пошлин для более чем 201 товара, относящегося к высоким технологиям и регулируемого Договором об информационных технологиях. Часть пошлин будет отменена уже до 1 июля 2016 года, а все – до 2019 года;
  • утверждено новое решение о преференционных условиях определения страны происхождения для наименее развитых стран. Например, предусмотрено, что для таких стран допускается использование иностранного сырья до 75% от финальной стоимости товара;
  • продлено до 2030 года предоставление наименее развитым странам преференционных условий торговли услугами;
  • до 2033 года было продлено неприменение ключевых положений ТРИПС к фармацевтическим товарам в наименее развитых странах, это означает, что сами страны могут определять, будут ли они распространять охрану на такие товары или нет;
  • согласованы условия членства в ВТО для Либерии и Афганистана и др.

Несмотря на все успехи, много страниц Отчета посвящено описанию всевозможных ограничений торговли, примененных членами ВТО в 2015 году.

Ограничения, рассмотренные на Комитете по торговле товарами

Комитет по торговле товарами в течение 2015 года рассматривал следующие вопросы:

  • количественные ограничение, примененные Эквадором к импорту автомобилей и запчастей со ссылкой на ст. ХХ ГАТТ 1994, а именно: на необходимость защиты окружающей среды, которые, по мнению Японии, Канады, Кореи, Мексики и США, противоречили ст. XI ГАТТ, поскольку обоснования были недостаточными;
  • дополнительная импортная пошлина, примененная Эквадором в связи с негативным состоянием платежного баланса. При этом особую обеспокоенность членов ВТО вызвало то, что Эквадор не нотифицировал об этом Комитет по ограничениям в связи с платежным балансом, чем нарушил свои обязательства в ВТО;
  • много было вопросов к Индонезии, применившей в 2015 году большое количество ограничительных мер, например, в сфере сельского хозяйства, информационных и телекоммуникационных технологий, энергетики и потребительских товаров. Отдельным камнем преткновения стала обязательная предоплата налога на прибыль импортерами, ограничение экспорта никеля, обязательные требования по минимальному локальному содержанию в товарах;
  • Нигерию критиковали за обязательное локальное содержание (local content) в нефтегазовой отрасли, за запреты обмена валют для операций с сельскохозяйственными товарами, пластиком, самолетами, металлургическими товарами из отдельных стран, за программы поддержки и субсидии в автомобильной отрасли;
  • в отношении Украины была высказана критика за непрозрачную систему определения таможенной стоимости (в частности, за частые необоснованные отказы в применении первого метода определения таможенной стоимости). Также предметом обсуждения были дополнительные импортные пошлины в связи с платежным балансом;
  • гарантии, специальные проверки и процедуры лицензирования, примененные Китаем к импорту рыбы;
  • по Индии обсуждалось ограничение о праве импорта яблок исключительно в один порт;
  • применение Пакистаном дискриминационных налогов к импорту по сравнению с национальными производителями;
  • Бразилии задавалось много вопросов по поводу неавтоматического лицензирования импорта промышленной нитроцеллюлозы, что, по сути, полностью запретило импорт.

Количественные ограничения

За 2015 год членами ВТО было нотифицировано 731 количественное ограничение в отношении импорта и экспорта. В основном на практике это означало либо полный запрет импорта, либо неавтоматическое лицензирование.

Вместе с тем, обсуждение этого вопроса показало, что на практике было применено намного больше ограничений, они просто не нотифицировались надлежащим образом.

Фитосанитарные меры

В 2015 году была нотифицирована 1 681 фитосанитарная мера, в числе которых меры, нотифицированные на регулярной основе, изменения уже к действующим мерам, а также на срочной основе. Важно отметить, что это наибольшее количество за последние 16 лет.

 Количество нотифицированных санитарных и фитосанитарных мер за 2000-2015 гг.

Отдельного внимания требует дальнейшее обсуждение в рамках Комитета по санитарным и фитосанитарным мерам частных санитарных и фитосанитарных стандартов, применяемых на уровне супермаркетов.

Все понимают, что они применяются частными компаниями, а потому их оспаривать на уровне ВТО будет сложно.

Однако поскольку такие частные стандарты все больше влияют на торговлю, являясь особенно тягостными для развивающихся стран, они попали под пристальное внимание Комитета.

Технические барьеры в торговле  

В 2015 году было нотифицировано 1 989 мер на основании Договора о технических барьерах в торговле как новых, так и о внесении изменений в действующие меры. Эта цифра несколько меньше, чем была в предыдущие три года, однако значительно больше, чем ранее.

Кроме того, в 2015 году в рамках Комитета по техническим барьерам в торговле было рассмотрено 86 вопросов (specific trade concerns), а это за период 1995-2015 гг. второй по величине показатель (больше было только в 2012 году, когда в рамках Комитета было поднято 94 вопроса).

 Количество нотифицированных технических барьеров в торговле за 1995-2015 гг.

Меры торговой защиты

Компенсационные меры

За период с 1 января по 30 июня 2015 года Комитет ВТО по субсидиям и компенсационным мерам был проинформирован об инициировании 15 антисубсидационных расследований.

Также по состоянию на 30 июня 2015 года было нотифицировано 112 действующих окончательных компенсационных мер и обязательств, 60 из которых применены США, 18 Канадой и 15 ЕС.

 Количество инициированных антисубсидационных расследований за 1995-2014 гг.

Антидемпинговые меры

За период с 1 января по 30 июня 2015 года было инициировано 107 антидемпинговых расследований, что немногим больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда было инициировано 106 расследований.

По-прежнему лидерами по инициированию расследований являются Бразилия (12 расследований), Индия (12), Малайзия (11), Турция (12), США (15). По состоянию на 30 июня 2015 года действовало 1 504 антидемпинговых меры.

 Количество инициированных антидемпинговых расследований за 1995-2014 гг.

Защитные меры

Несмотря на то, что количество инициированных защитных расследований существенно уменьшилось в 2015 году, в рамках Комитета по защитным мерам все равно поднимался вопрос о том, что защитных расследований очень много, несмотря на то, что защитные меры применяются против честной торговли и стороны должны их применять с особой скрупулезностью.

 Количество инициированных защитных расследований и примененных защитных мер 2008-2015 гг.

Разрешение споров в ВТО

2015 год не прошел незамеченным и для сферы разрешения споров в ВТО. Немного статистики:

  • в 2015 году ВТО перешагнул рубеж в 500 споров. Для сравнения: за 47 лет существования ГАТТ 1947 было рассмотрено всего 300 споров;
  • в 2015 году в среднем рассматривалось 30 споров в месяц;
  • возросло количество запросов на арбитражи для установления сроков имплементации решений Органа по разрешению споров: в 2015 году таких запросов было подано аж три, столько же, как за предыдущие 5 лет;
  • было подано 13 запросов о консультациях, 9 из которых – по мерам торговой защиты и 2 – по санитарным/фитосанитарным мерам и техническим барьерам в торговле;
  • Органом по разрешению споров было утверждено 11 отчетов групп экспертов и 8 отчетов Апелляционного органа;
  • было утверждено 4 отчета групп экспертов о надлежащем исполнении рекомендаций групп экспертов и Апелляционного органа (compliance reports). До 2015 года данная процедура инициировалась только один раз в 2009 году;
  • Орган по разрешению споров разрешил Канаде и Мексике приостановить обязательства (retaliation) против США за несоблюдение рекомендаций Апелляционного органа о маркировке мяса;
  • по состоянию на 31.12.2015 г. были активны 26 групп экспертов и апелляций, из которых 16 – по мерам торговой защиты, 1 – по таможенной стоимости, 2 – по импортному лицензированию, 4 – по техническим барьерам в торговле.

Страны, наиболее часто использующие механизмы разрешения споров в ВТО, за 1995-2015 гг.

Член ВТО

Жалобщик

Ответчик

США

109

124

ЕС

96

82

Канада

34

18

Мексика

23

14

Китай

13

34

Бразилия

27

16

Аргентина

20

22

Индонезия

10

13

Отчет ВТО наглядно продемонстрировал, что в условиях кризиса члены организации стараются максимально применять определенные ограничения, маскируя их под соответствующие требованиям ВТО, чтобы защитить национальных производителей (чего только стоит рост количества нотификаций различных санитарных и фитосанитарных мер, мер торговой защиты и т.д.).

С другой стороны, члены ВТО, чьи интересы затрагивают подобные ограничения, пытаются их отменить с помощью механизмов ВТО, о чем прямо свидетельствует количество процедур разрешения споров, инициированных в ВТО, а также предмет рассмотрения.

Скорее всего, подобная протекционистская тенденция не только сохранится, но и усилится в 2016 году…

В свою очередь, ВТО, как и ранее, будет играть роль независимой площадки по возможному урегулированию разногласий между членами ВТО, а также будет способствовать поиску дальнейшего возможного консенсуса между членами в части решения наиболее злободневных вопросов... 

 

Автор: Анжела Махинова,

советник ЮФ Sayenko Kharenko

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.