Евроинтеграция за бюджетный счет

Вторник, 24 июня 2014, 21:23 — Юрий Панченко, ЕвроПравда

25 июня, за два дня до подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, Кабинет министров вынес на свое очередное заседание ряд вопросов, связанных с экономическим эффектом этого подписания.

Одним из ключевых вопросов является финансовое влияние действия зоны свободной торговли с Евросоюзом на показатели государственного бюджета Украины. Специальный отчет на эту тему подготовило Минэкономразвития (копию документа получила и ЕвроПравда).

Напомним, что режим свободной торговли между Украиной и ЕС предусматривает существенное сокращение таможенных сборов.

Как уже подсчитали в правительстве, в первые годы действия этого режима ежегодная экономия украинского бизнеса от обнуления пошлин со стороны ЕС составит 487 млн евро. Эти деньги недополучат бюджеты разных европейских стран. В свою очередь украинский бюджет недополучит средства от таможенных сборов с европейских товаров, которые импортируются в Украину.

Стоит отметить, что в последние годы таможенные сборы были одними из основных источников наполнения госбюджета. При этом товары из стран СНГ импортировались в Украину по нулевой таможенной ставке. Соответственно, общий объем таможенных сборов традиционно собирается с товаров других стран, прежде всего европейских.

Так каким же будет бюджетный эффект Соглашения об ассоциации? Насколько от этого снизятся бюджетные расходы, а соответственно — насколько могут уменьшиться разные социальные расходы?

Отчет ссылается на расчеты Минфина.

Согласно им, в первый год действия Соглашения государственный бюджет недополучит таможенные сборы на сумму 3,88 млрд грн, а также НДС на сумму 0,78 млрд грн. В целом доходная часть госбюджета должна сократиться на 4,66 млрд грн (около 283,5 млн евро).

Много это или мало? Напомним, что доходная часть госбюджета на этот год составляет 370,5 млрд грн. Следовательно, объем коррекции будет чуть более одного процента. Впрочем, кризис в экономике уже привела к тому, что госбюджет Украины не имеет резервов для сокращения. Соответственно, очередное урезание возможно только за счет социальных статей: пенсий, зарплат и т.д.

В Минэкономразвития надеются компенсировать эти потери за счет увеличения прочих поступлений. Для оценки бюджетного влияния в министерстве берут за основу последствия подписания Украиной в 2012 году соглашения о свободной торговле с Европейской ассоциацией свободной торговли (включает Норвегию, Исландию, Швейцарию и Лихтенштейн). В первый год действия этого документа рост импорта из указанных стран в Украину составил 9,3%. Соответственно, подсчитали в МЭРТ, если импорт из ЕС будет расти схожими темпами, то падение бюджетных поступлений будет почти полностью компенсирован увеличением сборов с дополнительно ввезенных импортных товаров (на 4,41 млрд грн).

Однако такие планы не имеют ничего общего с действительностью. Об этом свидетельствует статистика последних месяцев. В течение первых четырех месяцев 2014 года происходило сокращение импорта из ЕС в Украину. Это связано с девальвацией гривны, что привело к сокращению покупательной способности украинцев. Следовательно, при таких условиях невозможно рассчитывать на увеличение таможенных сборов.

Падение бюджетных сборов можно компенсировать лишь благодаря активизации экономики, что вызовет увеличение налоговых сборов. Однако сможет ли Соглашение об ассоциации привести к такому быстрому росту?

В МЭРТ считают, что общее влияние ЗСТ с ЕС будет положительным. В качестве примера приводятся страны, которые ранее подписали соглашение о свободной торговле с ЕС: ЮАР, Мексика, Чили и Марокко. В одном из этих государств темпы роста ВВП после подписания соглашения с ЕС не были ниже 5%. По оценкам МЭРТ, соглашение об ассоциации в первые три года будет ускорять темпы роста ВВП страны на 0,6-0,63 процентных пункта.

Достаточно ли будет такого ускорения для компенсации бюджетных потерь? Ответа на этот вопрос чиновники не дают.

По оценкам председателя секретариата Совета предпринимателей при Кабинете министров Андрея Забловского, отрицательный бюджетный эффект в краткосрочной перспективе можно преодолеть только благодаря возврату к устойчивому экономическому росту. "К сожалению, мы подписываем соглашение в нестабильной экономической ситуации, поэтому краткосрочные риски для бюджета присутствуют. Однако уже в среднесрочной перспективе эффект для бюджета будет положительным", — объясняет он.

В следующем году в Кабмине ожидают выхода украинской экономики из кризиса. В частности, в правительстве прогнозируют рост ВВП страны на 1,7%. Такая динамика, как минимум, сможет компенсировать бюджетные потери от обнуления пошлин на европейские товары.

"Такая компенсация возможна только при условии нормальной базы сравнения нынешнего года. Если падение экономики в 2014 году окажется значительно выше ожиданий, рост ВВП в следующем году на 1,7% уже не сможет компенсировать бюджетных потерь", — говорит Забловский.

Полностью компенсировать эти потери удастся лишь в том случае, если обнуление пошлин со стороны ЕС приведет к реальному росту украинского экспорта. В целом в МЭРТ ожидают постепенного ускорения темпов роста украинского экспорта в ЕС — с 2,39% в первый год действия нового торгового режима до 6,96% — в пятый год.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.