Выполняет ли Киев требования ЕС? Часть 3: сфера госзакупок

Четверг, 11 декабря 2014, 12:56 — Сергей Карелин, Татьяна Яцкив, для Европейской правды
"Український тиждень"
иллюстрация со страницы http://tyzhden.ua/Economics/18418

"Европейская правда" продолжает обзор обязательств Украины по выполнению Контракта по обустройству государства.

Этот документ был подписан в мае 2014 года премьер-министром Украины Арсением Яценюком и президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу. ЕС предоставил 355 млн евро на проведение реформ в Украине.

Вклад предоставляется на безвозвратной основе с одним условием – выполнение реформ

250 млн евро Украина уже получила – авансом. Остальное поступит в середине 2015 года, но только при выполнении ряда обязательств.

Прогресс по каждому из них оценивается по ряду индикаторов.

В первой статье эксперты Центра политических исследований и аналитики проанализировали обязательство Киева показать "ощутимый прогресс в борьбе с коррупцией", а во второй – "повышение уровня честности и ответственности в государственном секторе". Как помнит читатель, по второму блоку прогресс оказался меньшим, чем по первому.

Теперь рассмотрим третий блок условий, про выполнении которых Украина получит финансирование ЕС. Речь идет о повышении уровня прозрачности и конкурентоспособности в сфере государственных закупок. И, как всегда, предоставляем вашему вниманию ИНФОГРАФИКУ о европейских реформ в этой сфере

* * * * *

Пункт 3.1 Контракта требует от Украины "существенного сокращения перечня исключений, предусмотренных законом Украины о государственных закупках, приведения положений закона в соответствие с категорий исключений, предусмотренных директивами ЕС в сфере государственных закупок".

Что имеется в виду?

10 апреля этого года Верховная рада приняла изменения в закон "Об осуществлении государственных закупок".

Данный закон применяется ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг при условии, что стоимость предмета закупки (без учета НДС) равна или превышает 100 тыс. грн для товаров или – 1 млн грн для выполненных работ.

Этот пороговый показатель должен меняться каждые 24 месяца с учетом индексов потребительских цен, а также индексов цен производителей промышленной продукции. То есть, учитывая уровень инфляции, порог должен постепенно расти.

Так что же дал новый закон? Можно ли говорить о выполнении требований ЕС?

Часть 3 ст. 2 этого закона определяет 15 исключений в отношении предмета закупки. Вместе с тем в предыдущей редакции закона "Об осуществлении государственных закупок" число установленных случаев составляло 38.

Таким образом, мы констатируем сокращение исключений из действия профильного закона о госзакупках на 60%, что является однозначным прогрессом.

Также ст. 39 указанного закона определяет, что в ряде случаев как исключение может использоваться процедура закупки у одного участника торгов. Это возможно при таких условиях:

  • закупки, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности;
  • отсутствие конкуренции на соответствующем рынке;
  • насущная потребность в осуществлении закупки,
  • возникновение особых обстоятельств;
  • две отмены процедуры закупки заказчиком из-за отсутствия участников;
  • необходимость дополнительной закупки у того же поставщика с целью стандартизации, унификации ранее приобретенных товаров, технологий, работ или услуг;
  • необходимость провести дополнительные строительные работы, не указанные в первоначальном проекте, которые стали необходимы для выполнения проекта;
  • закупка юридических услуг, связанных с защитой прав и интересов Украины.

Именно поэтому одним из ключевых условий сотрудничества Украины и ЕС было сокращение числа случаев, на которые не распространяется действие закона о госзакупках.

В пункте 3.2. Контракта по строительству государства Украина обязалась уменьшить объемы закупок, осуществляемых без проведения конкурсных торгов (по договорной процедуре), до 10% от общего объема государственных закупок в первой половине 2015 года.

Насколько масштабными должны быть эти изменения? Для сравнения: по результатам 2013 года эта доля составляла 47%, а за 2012 год – все 50%.

Соответственно, число таких закупок должно уменьшиться до 10% от общего объема, что будет способствовать большей прозрачности.

Впрочем, реализацию этой нормы можно будет оценить только во второй половине следующего года.

Нажмите на картинку для увеличения

Последний, третий, пункт раздела о повышении уровня прозрачности и конкурентоспособности в сфере государственных закупок Контракта по обустройству государства предполагает публикацию информации о закупках, осуществляемых без проведения конкурсных торгов.

Обязательной публикации подлежат также планы годовых закупок, отчеты о выполнении договоров, информация о субподрядчиках и внесении изменений в существенные условия договоров, контрактов на закупку, информация о рассмотрении жалоб контролирующим органом.

Выполнено ли это условие?

Закон "О государственных закупках" предусматривает значительные обязанности заказчика по обнародованию информации о закупках.

В частности, заказчик в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о применении переговорной процедуры закупки обеспечивает обнародования на веб-портале уполномоченного органа информации о применении переговорной процедуры закупки, которая должна содержать:

  • наименование и местонахождение заказчика;
  • адрес веб-сайта, на котором дополнительно размещается информация заказчика о закупке (при наличии);
  • наименование, количество товара и место его поставки, вид работ и место их выполнения или вид услуг и место их предоставления;
  • сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • наименование, местонахождение и контактные телефоны участника (участников), с которым проведены переговоры;
  • цену предложения;
  • регистрационный счет заказчика, открытый в органах центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств (в случае осуществления закупки за бюджетные средства).

Обоснование применения переговорной процедуры закупки должно содержать: условия применения процедуры закупки; ссылки на экспертные, нормативные, технические и другие документы, подтверждающие наличие условий применения процедуры закупки.

Информация о результатах переговорной процедуры закупки публикуется в таком же порядке, что и для конкурсных процедур.

Также Верховная рада приняла в первом чтении законопроект №2012-а "Об открытости использования публичных средств" от 3 июня 2014 года. Он предусматривает создание онлайн-ресурса, на котором будет публиковаться информация об использовании бюджетных средств и средств, которыми распоряжаются коммунальные предприятия.

Стоит отметить, что в разработке обоих законопроектов участвовали эксперты и общественные активисты.

Это позволило внести в законопроекты много прогрессивных изменений.

Именно поэтому можно с уверенностью говорить о существенном прогрессе Украины и по этому пункту.

Более того, работа по дальнейшей модернизации законодательства продолжается. Широкая группа аналитиков сейчас исследует выполнение закона "Об осуществлении государственных закупок" и разрабатывает предложения по совершенствованию его правовых норм.

Исследование провели:

эксперты и партнеры Центра политических исследований и аналитики в рамках проекта "Создание и внедрение системы мониторинга за использованием публичных средств 'Открытый бюджет'" при поддержке Европейского союза.

 

Авторы текста:

Сергей Карелин, эксперт отдела бюджетной политики ОО "Центр политических исследований и аналитики"

 

 

Татьяна Яцкив, председатель ОО "Центр общественной адвокатуры"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: