Национальное антикоррупционное бюро – соответствует ли оно требованиям ЕС? ИНФОГРАФИКА

Пятница, 12 декабря 2014, 18:12 — УКМЦ, РПР, для Европейской правды

Накануне вступления в силу закона о Национальном антикоррупционном бюро (НАБ) - а это должно произойти 15 декабря - Украинский кризисный медиа-центр совместно с антикоррупционной группой Реанимационного пакета реформ решили наглядно продемонстрировать, что будет представлять собой НАБ.

Создание этого органа является одним из ключевых требований Контракта по обустройству государства между Украиной и ЕС, о чем "Европейская правда" уже писала.

И прежде всего это бюро нужно нам самим, то есть Украине.

НАБ - новый специализированный государственный правоохранительный орган, который будет заниматься борьбой с коррупцией исключительно среди высших государственных служащих - министров, народных депутатов, государственных служащих высшего ранга, судей, прокуроров Генеральной и областных прокуратур, военнослужащих высшего офицерского состава, руководителей крупных государственных предприятий и т.д.

Всех тех, кто годами строил и укреплял коррупционную систему в институтах государственной власти.

Это важнейший антикоррупционный проект за всю историю независимой Украины, ведь создание такого органа положит начало не только реформе, но и реальной действенной борьбе именно с коррупцией в высших эшелонах власти.

НАБ будет работать на принципиально новых началах, с учетом общественного мнения и опыта Украины в сфере противодействия коррупции:

Принципиально новые начала - это:

• Специализация исключительно на высшей должностной коррупции

• Подотчетность, а именно отчеты Бюро перед Советом общественного контроля и обществом. Члены совета будут иметь полномочия изнутри контролировать деятельность Бюро. Кроме того, каждые шесть месяцев детальный отчет о результатах деятельности Бюро публикуется на сайте органа, где каждый сможет увидеть реальное количество расследований и переданных в суд уголовных дел в отношении топ-чиновников.

• Политическая неангажированность органа. Директора Бюро будет назначать комиссия из девяти представителей всех органов государственной власти - по трое от президента, правительства и парламента. Руководителя Бюро нельзя уволить по политическим мотивам, исчерпывающий перечень оснований для досрочного увольнения приведен в законе. Председатель назначается на семь лет и не может быть назначен на повторный срок.

Предлагаем вам инфографику (на русском языке) о том, как именно организовано и будет работать Бюро:

нажмите на картинку для увеличения

Правда, стоит упомянуть, что в ночь перед голосованием депутаты своими поправками фактически лишили директора Бюро независимости.

Если в первой редакции законопроекта, к разработке которого были привлечены общественные эксперты, уволить директора по политическим мотивам было невозможно, то в финальной, проголосованной редакции разрешается по представлению 150 народных депутатов (то есть одной или максимум двух фракций в парламенте) поднять вопрос об отстранении главы Бюро от должности. Согласно редакции закона, который уже вступил в силу, поддержать такое решение должны 226 народных депутатов.

То есть директора Бюро можно будет уволить простым большинством Верховной рады.

Кроме того, внесенными поправками был изменен порядок оплаты работы сотрудников Бюро.

Законопроектом определялась минимальная заработная плата следователя на уровне не менее 18 тыс. грн. Это должно обеспечить высокие доходы и неподкупность сотрудников органа. Однако эти нормы в последней редакции закона были отменены. Обеспечить неподкупность следователей с низкими зарплатами, чтобы они не соблазнялись взятками высокопоставленных чиновников, будет значительно труднее.

Но есть и предохранители, они остались в конечной версии.

Одним из таких предохранителей является закрепленная в законе норма о проверке сотрудников Бюро на честность (проверка того, как служащий действует в ситуациях, когда, например, ему предлагают взятку или незаконный подарок) и мониторинг их образа жизни (проверка соответствия реального имущества работника его официальным доходам).

В случае непрохождения указанных проверок сотрудник будет отстраняться от работы в Бюро.

Директор Бюро будет избираться комиссией в прямом эфире.

Теоретически никакие президенты или премьер-министры не будут на это влиять, если только комиссия не будет подконтрольна власти.

Недавно антикоррупционные сообщества обратились к политикам с предложениями начать публичное обсуждение состава конкурсной комиссии и предложили 12 кандидатов из числа известных украинских журналистов, судей, юристов и прокуроров-иностранцев.

Отчитываться по результатам работы Бюро его директору предстоит не только перед парламентом, но и перед специальным Общественным советом, который перед этим будет утверждать его отчет.

Таким образом, несмотря на несовершенства принятого закона, у Бюро есть все шансы стать независимым от политического театра органом и очистить авгиевы конюшни парламента, министерств, прокуратур, судов, госпредприятий, правоохранительных органов - всех столпов коррумпированной системы, которую годами строили чиновники.

* * * * *

Предыдущий опыт Украины показывает, что никто из высшей политической элиты не привлекался к уголовной ответственности за коррупционные преступления.

С 2011 года и поныне Генпрокуратура обратилась в суд с обвинительными заключениями лишь в отношении четырех должностных лиц. Система работала на количество - чтобы отчитываться перед руководителями, - а не на качество. Подконтрольность любого правоохранительного органа, как-то СБУ, Генеральной прокуратуры или МВД, президенту позволяла политический контроль и защиту клановых интересов, а не общественных.

Решить и эту проблему должно новосозданное Бюро.

Авторы:

Украинский кризисный медиа-центр
Антикоррупционная группа Реанимационного пакета реформ 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.