Швейцария без банковской тайны

Вторник, 13 января 2015, 17:35 — Андреас Кайзер, Swissinfo
BBC

В последние годы финансовая система Швейцарии переживала непростой процесс трансформации. Традиционная модель швейцарской банковской тайны, в которой были заложены положения, легко позволявшие вкладчикам по своему усмотрению "оптимизировать" налоги, оказалась обреченной.

Один из таких принципов опирался на очень тонкое разграничение "налогового обмана" (обычно в этом случае имеет место фальсификация финансовых и налоговых документов) и "уклонения от налогов" (когда иностранные владельцы вкладов в швейцарских банках как бы "забывали" их задекларировать и сообщить о них "своим" налоговым органам).

Обман считался в Швейцарии преступлением, а уклонение — нет.

Уклонение рассматривалось в качестве административного правонарушения и было приравнено фактически к переходу улицы на красный свет.

Из-за этих недоработок в системе ОЭСР по борьбе с отмыванием нелегальных капиталов Швейцария все еще находится на "Стадии №1", деля этот "почетный" статус с такими странами, как Ботсвана, Ливан или Панама.

Напомним, что странам, которые откажутся соответствовать новым положениям ОЭСР, грозит занесение в черный список нелегальных налоговых оазисов.

Международное давление на Швейцарию качественно усилилось, угрозы занести страну в разного рода "черные" или "серые" списки возымели свое действие.

Если еще в 2008 году министр финансов Швейцарии утверждал, что "торг по вопросу швейцарской банковской тайны не просто неуместен, а просто-таки невозможен", то уже год спустя правительство страны было вынуждено сделать и уклонение от налогов уголовно наказуемым деянием.

Сейчас в Швейцарии все — и правительство, и парламентское большинство, и отраслевое "Банкирское объединение" — выступают за то, чтобы превратить страну в современный, прозрачный и с налоговой точки зрения безупречный мировой финансовый центр.

Мысль о том, что подобный центр не может быть построен на зыбком песке сомнительных налогово-финансовых схем, стала в настоящее время общим местом и никем уже серьезно не оспаривается.

В прошлом году швейцарский законодатель уже предпринял ряд важных шагов для исправления ситуации.

В частности, начиная с лета 2014 года, швейцарские банки больше не обязаны информировать своих иностранных клиентов в случае, если банк, опираясь на официальное ходатайство иностранного государства об оказании правовой помощи, передаст налоговым властям этого государства исчерпывающую информацию по счетам данного клиента.

Право оставаться анонимными теряют и обладатели блокирующих пакетов акций. Начиная с прошлого года они должны официально регистрировать сделку по приобретению коммерческой компании.

Более того, раздаются голоса, что Швейцарии больше не нужно укрывать у себя беглые капиталы.

Даже без банковской тайны страна обладает качествами, делающими ее одной из самых привлекательных финансовых площадок мира.

Введя все эти правовые новации, Швейцария в целом исполнила основные требования и учла главные претензии, выдвигавшиеся в ее адрес со стороны ОЭСР.

Поэтому многие эксперты исходят из того, что в феврале, после упомянутой проверки, Швейцария сможет перейти в "Стадию №2", в рамках которой речь уже пойдет о конкретной реализации правовых положений, обеспечивающих международную налоговую прозрачность страны.

Однако все это вовсе не означает, что работа сделана и теперь можно почивать на лаврах.

"Швейцарии в качестве ведущего международного финансового центра предстоит еще многое сделать для того, чтобы адаптировать свою финансовую и налоговую систему к новым международным реалиям", - поясняет профессор Кафедры теории экономического права и сравнительного правоведения Бернского университет Петер Кунц.

Ожидается, что уже в январе 2015 года Федеральный совет представит на рассмотрение партий, заинтересованных отраслевых объединений, профсоюзов и кантонов весь пакет предполагаемых правовых изменений, в первую очередь – относительно перехода на режим автоматического обмена банковской информацией.

Но пока, до момента окончательного перехода на новый налоговый режим, у иностранцев, имеющих на счетах в Швейцарии незадекларированные капиталы, остаются две возможности: либо "выйти на свет" и легализовать все свои деньги, либо перевести их в какую-то другую юрисдикцию.

В связи с этим в последние месяцы швейцарские банки провели специальную и кропотливую работу с тем, что сделать для своих клиентов обе эти опции как можно более привлекательными.

Помогли со своей стороны и важнейшие партнеры Швейцарии, в первую очередь, Германия, а также Франция и некоторые другие страны, власти которых обратились ко всем своим гражданам, потенциальным "налоговым грешникам", запустив программы налоговой амнистии.

В Германии, например, такая программа будет действовать еще весь 2015 год. По ее окончании налоговым "уклонистам" грозят штрафы, причем куда более высокие, чем раньше, до начала программы амнистии.

В отношениях же с США Швейцария уже окончательно и полностью отказалась от принципа банковской тайны.

Произошло это, если быть точным, 1 июля 2014 года, когда в Швейцарии вошли в силу положения американского "Закона о налогообложении иностранных счетов".

Этот закон предполагает переход на полностью автоматический режим обмена банковской информацией по счетам нерезидентов, граждан США, в банках Швейцарии.

Это означает, что после того, как такой гражданин открывает в швейцарском банке счет, данный банк обязан, не дожидаясь каких-либо запросов или ходатайств из-за океана, по собственной инициативе сообщить налоговым властям США всю информацию по данному счету.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.