Италия, Испания и Франция: выбор между Путиным и европейским единством

Четверг, 22 января 2015, 11:41 — Леонид Литра, Институт мировой политики
www.ilgiornale.it

Статья подготовлена на основе исследования, проведенного Институтом мировой политики.

 Ни для кого не секрет, что некоторые страны ЕС заняли неоднозначную позицию в отношении событий и результатов "революции достоинства", которая произошла в Украине.

Страны с неоднозначным отношением к российско-украинскому конфликту условно называют "Russia's understanders" ("те, кто понимает Россию"). В этот перечень входит и тройка Франция-Италия-Испания, которых общество, да и многие эксперты обвиняют в снисходительном отношении к российским действиям в отношении Украины.

Мы попытались разобраться, что в этом отношении корректно, а что – нет.

Позиция Мадрида, Парижа и Рима очень важна для последовательной политики ЕС в отношении России. А потому первостепенное значение имеет понимание того, насколько подозрения касательно этих стран соответствуют действительности и как можно изменить ситуацию.

Если смотреть исключительно на официальные заявления политических лидеров, то Францию, Италию и Испанию можно осторожно назвать даже друзьями Украины.

Подтверждением этого является и опросы общественного мнения. Жители Испании, Италии и Франции больше симпатизируют Украине, хотя Россия им более знакома.

Последнее исследование трансатлантических тенденций показывает, что Франция, Италия и Испания выступают за предоставление экономической и политической поддержки Украине, даже если это приведет к конфликту с Россией (Франция – 58% "да" против 38% "нет"; Италия – 52% против 39%; Испания – 48% против 43%).

Впрочем, существуют веские причины, позволяющие поставить под сомнение проукраинскую позицию этих стран.

Относительно Италии сомнения возникают, учитывая скептическую позицию Рима по введению санкций против России за ее действия в Украине. Что касается Франции, то значительное раздражение в Киеве и за его пределами вызывает соглашение по "Мистралям". Тем временем в связи с Испанией в Украине не прошло незамеченным первоначальное нежелание Мадрида наказывать Россию за участие испанских граждан в конфликте на стороне пророссийских повстанцев.

Но для того, чтобы лучше понять позицию Мадрида, Парижа и Рима, стоит помнить – на общественный дискурс относительно Украины в этих странах влияют четыре важных фактора:

историческое наследие, "легитимный интерес", антиамериканизм и финансовый фактор.

Историческое наследие

Общества Италии, Испании и Франции начали открывать для себя Украину достаточно недавно. Этот процесс начался частично с Оранжевой революции и углубился с русско-украинской войной.

Поскольку эти три страны ЕС плохо знакомы с бывшими советскими республиками, украинская тематика не была здесь серьезным внутриполитическим вопросом.

В отличие от Украины, Россия как центр советской империи на протяжении десятилетий фигурировала как единственный собеседник в регионе.

Дружба между Владимиром Путиным и Сильвио Берлускони, как и благосклонное отношение к нему Николя Саркози и короля Испании Хуана Карлоса, в недалеком прошлом также влияли на то, что правительства этих стран относились к Кремлю совершенно иначе, чем к соседям РФ.

Поэтому исторически тесные отношения России с Италией, Францией и Испанией – это одно из убедительных объяснений неспособности этих стран относиться к новым независимым государствам иначе, чем как к некоему раздражителю, который к тому же исторически является частью России.

"Легитимные интересы"

Важное значение для формирования отношений между этими странами и Россией имеет и география: они не участвуют в соперничестве за влияние на восточноевропейский регион.

Геополитические интересы Франции традиционно лежали в Южной Европе, странах Магриба, Африке и на Ближнем Востоке. Испания – после периода изоляции при правлении Франко – всегда фокусировалась на странах Латинской Америки и Северной Африки, тогда как Италия вела скромную внешнюю политику с определенными интересами в Средиземноморье и на Ближнем Востоке.

Ни одна из этих трех европейских стран не чувствовала со стороны России прямой или значительной угрозы своим интересам, национальной безопасности или территориальной целостности.

Кроме того, сохранение Россией в течение последних двух десятилетий огромного влияния на бывшие республики Советского Союза питало представление о существовании у нее "легитимных интересов" в этом регионе и сумело убедить в этом много столиц Западной Европы.

Как следствие, Париж, Мадрид и Рим воспринимают представление России о пространстве бывшего СССР как о своей правомерной сфере влияния.

Общественность этих стран, оценивая незаконную аннексию Крыма, которая также будто бы подпадает под эти "легитимные интересы", восприняла аргумент Кремля о том, что там всегда жили русские, проигнорировав тот факт, что жители Крыма являются гражданами Украины, а русскоязычие в Украине не обязательно должно означать пророссийские настроения.

Это не означает, что политическая верхушка этих трех стран ЕС поддержала аннексию, особенно учитывая негативную реакцию Мадрида из-за угрозы сепаратизма внутри самой Испании (как и в случае с признанием Косово). Также речь не идет об открытой поддержке действий России.

Скорее всего, имеем дело с молчаливым одобрением.

Антиамериканизм

Еще одна общая черта – во всех трех упомянутых странах существуют мощные антиамериканские настроения, хотя и порожденные различными факторами.

Так, в Италии и Франции их продуцируют мощные левые силы и новые ультраправые партии, такие как "Северная лига" и "Национальный фронт" соответственно; а в Испании, например, до сих пор хорошо помнят потерю Кубы в пользу США в XIX веке.

Помимо антиамериканизма, который в этих странах поддерживают публичные лица, лояльные к России, сильные антиамериканские сантименты базируются на желании избавиться от однополярности, влияния США и покончить с международным хаосом, который якобы создала Америка.

Довольно часто, учитывая антиамериканский нарратив России, оппозиция к США начинает ассоциироваться с поддержкой действий Москвы.

Убеждение, что "враг моего врага – мой друг", тут очевидно, однако это демонстрирует неспособность некоторых западноевропейских элит воспринять Евромайдан как проявление искренней независимой реакции части украинского общества.

Более того, наряду с антиамериканизмом успех ультраправых и левых партий также можно объяснить распространением евроскептицизма, ультраконсервативных настроений и нехваткой лидеров среди европейских политиков на фоне сильных лидерских качеств Путина.

Поддержка европейскими ультраправыми партиями консервативных месседжей Путина (в частности, националистических и гомофобских), увлечение левых партий антиамериканским нарративом, а также важностью их государств, по сути, создают благоприятную почву для одобрения политики России, даже если она непосредственно не связана с Украиной.

Финансовый фактор

Финансовый вопрос чрезвычайно важен для стран ЕС, которые также страдают от санкций, наложенных на Россию.

Хотя сейчас трудно подсчитать потери, по предварительным оценкам, это миллиарды евро. Самая тяжелая нагрузка в абсолютных показателях падает на Германию, а в пересчете на душу населения – на Литву.

Поэтому понятно желание отдельных стран ЕС согласовать условия снятия санкций.

Франция и Италия (и в меньшей степени Испания) являются важными экономическими партнерами России.

К тому же на дебаты влияют особые коммерческие договоренности.

Французский контракт по продаже России двух кораблей типа "Мистраль" является выгодной коммерческой сделкой.

Именно поэтому Париж так медлил с признанием российской агрессии. Напомним, в Кодексе поведения ЕС в отношении экспорта вооружений указано, что "государства-члены не выдают лицензию на экспорт, если существует явный риск того, что потенциальный получатель будет использовать этот экспорт в агрессивных целях против другой страны, или для того, чтобы отстаивать силой территориальные претензии".

Еще один фактор, который пока не был подтвержден публично, но стал известен Институту мировой политики от собственных источников в Риме – это то, что в последние месяцы "Газпром" предложил Италии 10% скидки на газ и отменил принцип "бери или плати".

У бизнеса с Россией есть и другое измерение.

Важное значение имеют связи с Россией таких политических партий, как "Национальный фронт" во Франции, "Вперед, Италия" (Forza Italia) и "Северная лига" в Италии, "Объединенные левые" и Podemos ("Мы можем") в Испании.

Поскольку влияние этих партий в их странах растет, увеличиваются и их возможности лоббировать российские интересы.

Недавний скандал с "Национальным фронтом", который взял кредит на $11 млн у Первого чешско-российского банка, и подозрения, что "Северная лига" Сальвини также могла брать в долг российские деньги, порождает вопрос относительно целей, которые преследуют эти партии.

Кроме того, тревогу вызывает и то, как некоторые медиа освещают российско-украинскую войну.

Несмотря на то, что эксперты во Франции, Испании и Италии дают достаточно объективную информацию об Украине, ведущие медиа, особенно в Италии, часто берут информацию преимущественно из российских информационных агентств вроде ТАСС и РИА "Новости", которые придерживаются курса Кремля.

Что делать Украине?

Украине необходимо существенно развить свою коммуникацию с Римом, Парижем и Мадридом в сферах, представляющих взаимный интерес, как на формальном, так и на неформальном уровнях.

Киев должен не только протестовать, но и убеждать на основе взаимовыгодных предложений.

Например, следует рассмотреть возможность привлечь Париж, Рим и Мадрид к модернизации своей армии путем заключения контрактов с компаниями из этих стран, а также расширения их участия в трастовых фондах НАТО.

Но самое главное в отношениях с указанными странами для Киева – сфокусироваться на нескольких тезисах.

  • Главное, что Рим, Париж и Мадрид могут сделать, чтобы помочь Украине, – четко придерживаться курса, согласованного ими же в Брюсселе.
  • Страны ЕС должны иметь общую позицию и видение того, что должно произойти, чтобы санкции были сняты.
  • Украина отчаянно нуждается в помощи от государств-членов ЕС. Но речь идет не только о финансовой поддержке, но и о помощи в проведении реформ и давлении на украинскую власть ради борьбы с коррупцией и реформы судебной системы.
  • Страны ЕС должны обдумать применение репутационных санкций для россиян, поддерживающих агрессивные действия Путина.

Эта аналитическая записка была подготовлена как часть стипендиальной программы демократии им. Илька Кучерива, проекта PASOS (Ассоциации аналитических центров за открытое общество). Проект реализуется при поддержке Национального фонда в поддержку демократии.

Автор: Леонид Литра, аналитик Института мировой политики

Автор хотел бы выразить благодарность Кармен Клаудин за координацию, интервью и просмотр текста; Натали Точчи, Андрею Макарычеву, Татьяне Кастуевой-Жан, Нику Попеску, Марко ди Лиддио за интервью; Элеоноре Тривиньйо и Елене Назаренко за комментарии.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.