Как выйти на рынок ЕС? В Брюсселе открыт центр поддержки экспортеров

Среда, 15 апреля 2015, 14:12 — Константин Елисеев, представитель Украины при ЕС
Константин Елисеев, фото представительства Украины при ЕС

Внутренний рынок ЕС является одним из богатейших рынков планеты, за место на котором соревнуются ведущие производители со всего мира.

Интерес украинского бизнеса к выходу на рынок ЕС сейчас растет - это очевидно и было прогнозируемым.

У отечественных компаний достаточно стимулов для интернационализации и поиска новых экспортных возможностей. Это и заключение Соглашения об ассоциации, и введение со стороны ЕС автономных торговых преференций для Украины, и ухудшение торгового режима с РФ, и падение внутреннего спроса.

Но в условиях жесткой конкуренции и сложных нетарифных барьеров в ЕС

значительное число украинских производителей (преимущественно малые и средние предприятия) часто не знают, с чего начать.

Хотя они предпочли бы наладить торговые связи с европейскими компаниями.

Они не всегда могут самостоятельно определить, есть ли вообще в Евросоюзе спрос на их продукцию, каким требованиям нужно соответствовать для получения доступа на рынок ЕС, в которой из 28 стран-членов ЕС есть реальная перспектива продажи соответствующих товаров, как искать партнера и где ознакомиться с необходимой информацией.

Наблюдая такую тенденцию, весной 2014 года мы решили создать в рамках Представительства Центр поддержки экспортеров - отдельный раздел на веб-сайте Представительства Украины при ЕС.

Этот проект дает возможность украинским компаниям обращаться к специалистам торгово-экономического отдела Представительства за консультацией и помощью.

Данная услуга, конечно, бесплатна.

Она ориентирована преимущественно на малые и средние предприятия (МСП), которые, в отличие от крупного бизнеса, не могут позволить себе не только содержание экспортных отделов и международный маркетинг, а кое-где даже членство в отечественных бизнес-ассоциациях.

Имея достаточные знания относительно принципов функционирования внутреннего рынка ЕС, опыт работы с массивами нужной информации и широкий круг контактов в Брюсселе, наши дипломаты в состоянии ответить на наиболее распространенные вопросы украинских МСП. Типичными среди них являются:

- действующие таможенные тарифы (в т.ч. тарифные квоты в рамках преференций и порядок их использования);

- требования к качеству продукции и процедуры ее сертификации (технические регламенты и гармонизированные стандарты, санитарные и фитосанитарные меры, применяемые к определенной продукции);

- запланированные выставки и другие мероприятия в соответствующей отрасли;

- объемы торговли Украины (других стран мира) с ЕС теми или иными товарами;

- его производители и импортеры в разных странах ЕС.

В качестве одного из самых свежих примеров поддержки, оказываемой нашим Центром, могу привести проработку обращения одесской компании "АЙТЕКС" (специализируется на производстве пищевой упаковочной тары из пластика).

Компания решила наладить сотрудничество с европейскими партнерами, но столкнулась со многими вопросами, на которые в Украине бесплатно получить комплексный ответ фактически невозможно.

Мы помогли украинскому производителю разобраться с нормативно-правовой базой, регламентирующей сферу обращения данного товара в ЕС (с учетом особенностей, которые применяются для упаковки, контактирующей с продуктами питания), посоветовали, в каких украинских органах по оценке соответствия можно получить дополнительную информацию о сертификационных процедурах, подготовили информацию о 120 выставках в сфере пищевой упаковки в Европе, статистическую выборку по импорту этого товара в ЕС как из Украины, так и из других стран, на основании которой передали "АЙТЕКС" перечень из 30 компаний - производителей и дистрибьюторов пластиковой пищевой упаковки в странах ЕС, интересовавших украинского производителя.

Это позволило отечественному предприятию начать приобретать практический опыт в контактировании с европейскими компаниями, а также планировать свою активность в направлении посещения (участия) тех или иных выставочных мероприятий.

Если у предприятия уже есть сложившееся коммерческое предложение (презентация) и оно соответствует необходимым стандартам ЕС, мы можем способствовать ее распространению среди европейского деловой среды.

Так, в частности, успешным был опыт поиска партнера для украинского производителя древесного угля и дров - тернопольской компании "Вуд Энерджи".

Специалисты Центра поддержки экспортеров Представительства подготовили выборку из 31 европейских производителей и трейдеров и связались с некоторыми из них. В результате интерес к сотрудничеству проявил один из ведущих бельгийских производителей этой продукции.

Самым сложным направлением является поиск инвестора, ведь европейские компании, хотя и заинтересованы в размещении своих инвестиций в Украине, сейчас заняли выжидательную позицию, учитывая ситуацию в сфере безопасности и временные экономические трудности.

Но и здесь у нас есть успешный пример.

В прошлом году к нам обратился "Днепропетровский завод строительных материалов" с просьбой содействовать в поиске европейского партнера для создания на базе завода совместного предприятия по производству гидратной извести (данное предложение доступно на нашем сайте).

После длительной проработки указанного вопроса интерес к нему проявил один из итальянских производителей необходимого оборудования, что привело к началу соответствующих переговоров с украинским предприятием.

Мы также рассказываем украинским предприятиям о доступных для них программах поддержки ЕС и процедурных аспектах их использования. При этом нам всегда важно получать информацию о впечатлениях нашего бизнеса от этих проектов для дальнейшей проработки с Европейской комиссией путей повышения их эффективности.

По нашему мнению, украинским компаниям, которые намерены начать экспортировать свою продукцию, будет полезно ознакомиться с "Базовым пособием по интернационализации бизнеса и выходу на рынки ЕС", в подготовке которого участвовали и дипломаты торгово-экономического отдела Представительства.

Отдельно следует отметить, что в ЕС наблюдается тенденция к трансформации традиционной торговли товарами в более сложные формы кооперации, существенно возрастает значение инновационных технологий, активно развивается кластерный подход в ведении бизнеса.

Немало европейских компаний уже интересует не столько наличие сертификата соответствия товара европейским стандартам, сколько возможность производителя выполнять сложные технологические решения, совместно работать над инновационными проектами, в т.ч. в рамках соответствующих программ и грантов ЕС.

Украина тоже не стоит в стороне от этих процессов и предоставляет возможность отечественному бизнесу пользоваться всеми преимуществами наиболее важных отраслевых программ ЕС на равных с предприятиями стран-членов ЕС. Так, в марте 2015 года было заключено Соглашение с ЕК об участии Украины во флагманской программе ЕС в области исследований и инноваций "Горизонт 2020", бюджет которой составляет около 80 млрд евро.

Это означает, что украинские научные институты, инновационные предприятия и кластеры имеют доступ ко всем компонентам и финансовым ресурсам Программы.

Кроме того, Украина намерена присоединиться к другой важной программе ЕС в области повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий "КОСМЕ" (доступный для нас бюджет будет составлять около 800 млн евро до 2020 года).

Для государства участие в таких проектах не является бесплатным и предусматривает ежегодную уплату правительством финансовых взносов. А потому важно, чтобы отечественные предприятия активно использовали преимущества, предоставленные за счет украинских налогоплательщиков.

Центр поддержки экспортеров Представительства Украины при ЕС может предоставить ценные советы и в этом контексте.

Чтобы обратиться в Центр поддержки экспортеров, заинтересованному предприятию необходимо направить письмо с соответствующими вопросами на электронный адрес tem_eu@mfa.gov.ua, в котором обязательно изложить следующие сведения:

- название и адрес предприятия, код ЕГРПОУ, веб-сайт;
- общая информация о предприятии (в т.ч. на английском языке);
- вид продукции, которую планируется экспортировать (в т.ч. на английском языке), ее код УКТВЭД (8 цифр). Если речь идет о другом характере сотрудничества (поиск партнера/инвестора для создания совместного предприятия, франчайзинг, инжиниринг, юридические, маркетинговые услуги и прочее) - полная информация (в т.ч. английском языке) по существу вопроса;
- соответствие продукции гармонизированным стандартам ЕС;
- имеющиеся сертификаты соответствия (EN, ISO, ГОСТ, УкрСЕПРО);
- контактное лицо на предприятии.

Эффективность обработки обращения напрямую зависит от его детализации.

В нашей стране существуют колоссальные конкурентные преимущества, которые в Европе хорошо осознают.

Европейский бизнес заинтересован и готов к наращиванию сотрудничества с Украиной.

Эффективное выполнение Соглашения об ассоциации с ЕС и успех в проведении реформ позволит создать благоприятную среду для постепенной интеграции нашего государства с внутренним рынком ЕС, привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест и, как следствие, повышения уровня жизни населения.

Автор:

 

Константин Елисеев,
представитель Украины при Евросоюзе,

для "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: