Мигранты как спасательный круг. Целесообразен ли выпуск евробондов для диаспоры?

Среда, 27 мая 2015, 08:45 — Татьяна Бабич, для Европейской правды

Ключевая проблема экономики Украины – нехватка инвестиций. Прежде всего, нужно отметить, что, наряду с защитой от военной агрессии, привлечение инвесторов является делом национальной безопасности. Реализованные инвестиционные проекты становятся теми якорями, которые привязывают инвесторов к стране, делая их заинтересованными в экономической и политической стабильности.

Сейчас инвестиционная привлекательность украинской экономики сведена к нулю в связи с военной агрессией, изношенностью инфраструктуры, отсутствием стимулов для инновационной деятельности, коррупцией как в верхушке исполнительной власти, так и среди чиновников среднего и нижнего звена, тотальной забюрократизированностью всех государственных процессов, продажностью судей и низким доверием ко всей правозащитной системе, слабым развитием рынка ценных бумаг и фондового рынка. Нестандартная украинская кризисная ситуация требует креативных решений.

В поисках внешнего финансирования уместным было бы обратить внимание на многочисленную украинскую диаспору.

Так называемые диаспорные облигации имеют ряд преимуществ. За счет патриотической составляющей их можно размещать с более низкой доходностью, чем коммерческие инструменты.

Когда найти инвесторов на мировых финансовых рынках почти невозможно, спрос на диаспорные облигации при активном их продвижении будет увеличиваться.

Такие инвесторы не побегут избавляться от ценных бумаг сразу же, как только наступит кризисная ситуация. Наоборот, в знак поддержки Родины их ответственность будет только расти.

Такие вложения капитала инвесторы воспринимают больше как благотворительность, инструмент поддержки родной страны в трудные времена.

Кроме того, риск неспособности страны проводить выплаты по долгам в твердой валюте не столь важен для представителей диаспоры, как для других иностранных инвесторов. Обычно у инвесторов-мигрантов остаются определенные обязательства в своей стране, поэтому накопления активов в местной валюте для них также является интересным предложением.

Успехи в работе с диаспорой положительно повлияют на суверенные кредитные рейтинги страны.

Значительный опыт по привлечению финансирования от собственных диаспор накопили такие страны, как Израиль, Индия, Непал, Шри-Ланка, Кения, Филиппины.

Работа с диаспорными облигациям предусматривает, с одной стороны, тщательное планирование и кропотливую подготовительную работу, а с другой – гибкость в отношениях с потенциальными инвесторами.

Как показывает опыт Израиля и Индии, выпуск диаспорных облигаций будет успешным, если инвестор имеет возможность выбирать среди широкого спектра условий наиболее приемлемые. Так, уместно предлагать различные номиналы, сроки, условия выплаты процентов и основной суммы.

Особое внимание стоит обратить на активные действия по развитию связей с диаспорой. Часто в связи с низкой осведомленностью о подобных ценных бумагах их выпуски не пользуются спросом, хотя являются привлекательными как для государства, так и для инвесторов.

Определим наиболее вероятных инвесторов среди украинской диаспоры.

Как видно из мирового опыта, в диаспорные облигации инвестируют преимущественно высококвалифицированные эмигранты, которые проживают в развитых странах и получают высокие доходы.

Например, Израиль и Индия успехами в работе с диаспорными облигациям обязаны своим значительным и влиятельным диаспорам в США, Европе и других развитых странах.

Украинская диаспора тоже многочисленна, со значительной долей высокообразованных мигрантов. Украинские мигранты, которые проживают в развитых странах, составляют около 1,51% всего украинского населения, что является высоким показателем по сравнению с другими странами мира.

Украина занимает десятое место в мире по числу высокообразованных эмигрантов, проживающих в странах-членах ОЭСР.

Рис. 1. Численность высокообразованных эмигрантов из Украины в страны-члены ОЭСР, тыс. чел.

 

Источник: разработка автора

Главной преградой при размещении диаспорных инвестиций может стать низкий уровень государственного управления.

Как установили в своих исследованиях Сухас Кеткар и Дилип Рао, для того чтобы диаспорные инвесторы купили облигации, в стране их происхождения должен быть хотя бы минимальный уровень государственного управления. К сожалению, Украина в этой сфере имеет не самые лучшие результаты, что видно из рисунка 2.

Рис. 2. Индикатор уровня государственного управления*.

 

Источник: разработка автора

*Индикатор уровня государственного управления рассчитывается во Всемирном банке. Индикатор включает шесть аспектов управления: прозрачность и подотчетность, политическая стабильность и ненасилие, эффективность правительства, качество регулирования, верховенство закона и контроль коррупции. Среди стран со значительными объемами эмигрантов наилучший показатель – у ЮАР (0,19), наихудший – у Таити (-1,62).

Неуправляемость представляет собой основную причину провала диаспорных облигаций во многих странах. Например, у Кубы, Гаити и Нигерии – большие диаспоры за рубежом, но их политическим элитам не доверяют.

К счастью, ситуация в Украине с государственным управлением не настолько критична. Прежде всего, важна политическая воля высшего руководства государства. Деятельность государственного аппарата должна стать прозрачной, предсказуемой и экономически обоснованной, с обязательной неотвратимой ответственностью за каждое правонарушение. Но, конечно, чем ниже будет показатель качества государственного управления, тем меньше инвестиций под большие проценты мы сможем привлечь.

Опыт Индии и Израиля свидетельствует, что с помощью первых выпусков диаспорных облигаций привлечь более $1 млрд почти невозможно.

При расчете потенциального объема инвестиций украинской диаспоры стоит сделать поправку на ее численность и экономическую и политическую ситуацию в стране. Так, Индия в 1991 году продала диаспорных бондов на $1,6 млрд, тогда как ее диаспора насчитывала около 1,5 млн высокообразованных мигрантов.

Такого результата удалось достичь благодаря ряду факторов: страна выпускала облигации в период относительной экономической стабильности, поэтому риск дефолта был низким, хотя номинальные процентные ставки оставались высокими.

В Шри-Ланке, имеющей около 120 тыс. высокообразованных мигрантов, правительство в 2001 году привлекло диаспорных инвестиций на $1,2 млн. На то время экономика Шри-Ланки вследствие гражданской войны была в ситуации, схожей с украинской. Как было указано выше, украинских высокообразованных мигрантов, проживающих в странах ОЭСР, насчитывается около 246 тыс. Таким образом, при активной работе с мигрантами Украина способна привлечь около $2 млн.

Для повышения заинтересованности украинских мигрантов целесообразно сделать облигации целевыми, то есть привлекать средства на определенные социально важные цели.

Искать такие проекты можно, например, в сфере образования. Украинские мигранты, наверное, охотно будут инвестировать в развитие человеческого капитала.

Привлекать инвестиции в страну, где фактически идут военные действия, дело чрезвычайно сложное. В таких условиях стандартные схемы не работают. Да и позиции Украины в международных рейтингах, которые служат для инвесторов своеобразными маячками целесообразности капиталовложений, на фоне военной агрессии, кризисной ситуации в экономике постоянно снижаются.

Поэтому сейчас Украина вынуждена использовать все, даже наименее выгодные для нас предложения сотрудничества. Диаспорные облигации позволят Украине получить деньги быстро и на приемлемых условиях. Главное – это активная и профессиональная позиция украинской стороны.

 

Автор: Татьяна Бабич, 

ассистент кафедры международного менеджмента
КНЭУ им. Вадима Гетьмана

Статья подготовлена VoxUkraine
специально для "Европейской правды"

 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua