Идеи из Рады: соответствует ли нормам ЕС законопроект о легализации букмекеров?

Вторник, 25 августа 2015, 13:04 — Парламентская экспертная группа
В Британии до офисов букмекера принципиально иные требования, чем в Украине. Хорошо это или плохо? Фото www.express.co.uk

"Европейская правда" уже сообщала, что в евроинтеграционном комитете ВР создан орган, который не зависит ни от депутатов, ни от аппарата Рады – Парламентская экспертная группа по евроинтеграции (ПЭГ).

 

Ее цель - диагностика проектов, находящихся на рассмотрении ВР. Не секрет, что идеи, которые их авторы называют "евроинтеграционными", на деле могут оказаться антиевропейскими и способні сорвать выполнение Соглашения об ассоциации.

В нашем проекте "Идеи из Рады" мы будем публиковать самые интересные выводы экспертов и информацию о ключевых проектах. Ведь вред от последних – если они окажутся несовместимыми с нашими обязательствами перед ЕС – может оказаться слишком велик.

* * * * *

Американский юморист Амброз Бирс в свое время заметил: "Азартная игра по имени бизнес с осуждением смотрит на бизнес, называющийся азартной игрой".

Еще большее осуждение к игорному бизнесу проявляет азартная игра по имени "политика".

На волне борьбы за электорат под лозунгом защиты украинцев от пагубного влияния азартных игр Верховная рада в 2009 году одним махом запретила все варианты игорного бизнеса: не только автоматы, но и казино и букмекерскую деятельность.

Последняя, между прочим, считается легальной в большинстве стран Европы.

Пришло время обратного действия. Отечественные эксперты с пониманием встретили регистрацию законопроекта №2268 "О букмекерской деятельность в Украине" (авторства Павла Кишкаря, экс-бойца батальона "Донбасс", из фракции "Самопомощь").

Однако Парламентская экспертная группа по евроинтеграции обнаружила в нем несколько неоднозначных норм, которые противоречат европейскому праву и, опосредованно, Соглашении об ассоциации.

В игорной сфере в мире вращаются немалые средства, однако различные области этого бизнеса функционируют по-разному.

Отличие букмекерства от того же казино лежит на поверхности. Катание шарика по рулетке практически лишает возможностей предвидеть выигрыш или проигрыш, оставляя выбор фортуне. Тотализатор имеет иную природу: как правило, ставки делаются из других соображений, важны осведомленность игрока о теме, его умение стратегически мыслить и делать далеко идущие выводы.

В ряде западных демократий тотализатор является элементом культуры и развитым бизнесом. К примеру, Британия – один из мировых лидеров по количеству букмекерских контор, разрешения которым выдают лицензионные комитеты при судах.

И этот бизнес приносит прибыль не только владельцам и государству.

Ставки также активизируют интерес граждан к спортивным событиям, увеличивая их аудиторию, что приносит дополнительный выигрыш экономике страны.

Бесспорно, простой отменой запрета подражать успешный пример не выйдет.

Чтобы государство и общество выиграли от букмекерской деятельности, необходимо иметь взвешенное и продуманное законодательство.

Законопроект ставит амбициозные цели по наполнению бюджета. По некоторым подсчетам, госказна может получить около 2 млрд грн от легализации букмекерской деятельности ежегодно. Учитывая привычный дефицит бюджета, стране эта сумма очень пригодилась бы.

Более того, стоит быть реалистами – тотализаторы из Украины никуда в 2009-м не делись, просто деньги заядлых игроков ушли в тень.

Поэтому вторая цель законопроекта – социальная, то есть защита склонных к азарту граждан, в том числе игроманов. Предлагаемые нормы позволяют игрокам через суды защищать свои выигрыши, тогда как официально признанным зависимым от игр запрещено делать ставки.

Это – вполне европейский подход к решению данной проблемы.

Похожий принцип работает не только в ЕС – аналогичным путем пошли и наши северные соседи, белорусы.

Тем не менее, отдельные нормы закона вызывают вопросы относительно развития бизнеса тотализаторов в Украине. К примеру, часть вторая статьи 11 законопроекта обязывает организатора букмекерской деятельности открыть не менее 300 букмекерских контор за первые три календарных года с момента получения лицензии. Более того, получение такого документа требует наличия не менее 50 офисов, где будет осуществляться такая деятельность.

Подобные требования превращают само открытие тотализатора в азартную игру со сверхвысокой ставкой – нужно оборудовать пятьдесят представительств компании еще до того, как будет получена лицензия.

Таким образом, от потенциального старта в азартном бизнесе отсекается большинство малых предприятий или стартапов.

Представляется, что такие правила играют на руку существующим сегодня подпольным букмекерским конторам, которые стремятся легализоваться и, одновременно, не допускать на прибыльный рынок новых участников.

Законодатель не объяснил, почему были выбраны именно такие критерии, что ставит под сомнение соответствие проекта Соглашению об ассоциации, которое статьей 49 защищает свободу предпринимательства.

С другой стороны, те же требования заставляют задуматься о риске для общественных интересов. Учитывая медлительность государственной машины, можно смело предполагать, что за три года практики защиты прав игроков еще не будут отработаны, а реестры игроманов или лудоманов (врачебный термин зависимости) не будут созданы.

Одновременно 300 офисов только одного букмекера означает, что даже десяток игроков рынка будут вынуждены создать по меньшей мере три тысячи тотализаторов по всей стране, соблазняя неискушенных украинцев.

Еще один момент: законопроект предлагает создание саморегулирующихся организаций в сфере гемблинга, однако прописанные нормы не уточняют механизма их работы. Такие союзы не имеют четких рамок, правил или образа работы, прописанного в украинском законодательстве.

Следовательно, документ в этой части не гарантирует достижения соответствия принципу правовой определенности, широкое толкование которого приводится в прецедентном праве Суда Европейского союза.

В частности, Суд Евросоюза по делу 44/79 закрепил свободу на право собственности и свободу осуществления экономической и профессиональной деятельности как основные права человека. Вердикт по делу 257/86 подтвердил, что по этому принципу правовые нормы должны быть четкими и понятными в части определения объема прав и обязанностей тех, кого это касается.

Кроме того, национальные суды должны защищать такие нормы. Более того, в 2010 году Суд ЕС заставил Германию изменить свои нормы относительно азартных игр – Берлин фактически поддерживал монополию, что, по мнению судей, противоречило свободе предоставления сервисов и открытия бизнеса. Прецедент использовался и для других стран, поэтому потенциальное украинское ограничение также может под него подпасть.

Нажмите на изображение для просмотра инфографики

В итоге: направленный на позитивные цели законопроект нуждается в доработке. В противном случае вновь созданные тотализаторы окажутся под чрезмерным давлением, "выходцы из тени" заблокируют цивилизованное развитие игорной сферы, тогда как общество также окажется в проигрыше из-за мощного вторжения букмекеров в города страны.

При этом документ в его нынешней редакции противоречит нормам и духу европейского права и, косвенно, Соглашению об ассоциации между Украиной и ЕС.

Надлежащая же легализация тотализаторов откроет новый поток денег в экономику: налоги, лицензионные средства, новые рабочие места и быстрый оборот ликвидности. Однако законопроект №2268 пока не способен создать игру по честным правилам – он нуждается в адаптации к реалиям Украины и просмотре сомнительных норм.

В таком случае со временем украинец может сравниться с французом или британцем, который с удовольствием проводит время, просчитывая ставки, тогда как букмекерские конторы ежегодно будут приносить миллиардные суммы в бюджет.

 

Авторы анализа и инфографики:

Парламентская экспертная группа

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.