Перезагрузка партии Эрдогана. Что ждет Турцию?

Четверг, 5 ноября 2015, 13:38 — Демир Мурат Сейрек, Аманда Пол, European Policy Centre

Правящая Партия справедливости и развития (ПСР) одержала убедительную победу на досрочных выборах в Турции 1 ноября.

Поддержка соратников президента Реджепа Тайипа Эрдогана увеличилась по сравнению с июньскими выборами почти на 9 процентных пунктов и составила более 49%, и в итоге партия получила 317 из 550 мест в парламенте.

Такой результат не только дает нынешней партии власти возможность уже в четвертый раз единолично сформировать правительство, но и демонстрирует, что тактика Эрдогана оказалась весьма успешной

Ее суть – добиваться повторных выборов и сместить акцент с экономико-социальных проблем на вопросы безопасности.

Но этот результат также означает, что поляризация, напряженность и притеснение свободы слова, охватившие Турцию в последние месяцы, вероятнее всего, продолжатся.

Так же, как и в июне, преодолели 10% избирательный порог и попали в парламент три другие партии: главная оппозиционная Народно-республиканская партия, которая получила 25,4% (24,8% на выборах в июне), Партия националистического движения с 12% (16,3% в июне) и прокурдская Народно-демократическая партия (НДП), набравшая 10,8% (13,5% в июне).

Таким образом, в то время как "республиканцы" сохранили поддержку избирателей, националисты и прокурдские силы потеряли немало голосов, хотя и могли в конце концов преодолеть запредельный проходной барьер.

Что означает такой результат?

Главный вывод: турецкие избиратели выбрали стабильность вместо основных прав и свобод.

Несмотря на то, что правящую ПСР критиковали за отступление от принципов верховенства права и гражданских свобод, эти вопросы оказались не приоритетными для большого числа турецких избирателей.

Нестабильность и насилие, связанные с возобновлением конфликта между Турцией и террористической Рабочей партией Курдистана (РПК), а также с серией нападений, в которых обвиняют "Исламское государство", охватили страну с июня.

После выборов, не позволивших создать новую коалицию, страну охватил вакуум в политике и сфере безопасности, а ситуация стала напоминать 1990-е годы, когда Турцией без успеха руководили коалиционные правительства.

Возможно, именно эти неприятные воспоминания убедили многих турок, что только однопартийное правительство может гарантировать стабильность.

Как известно, политическая система в Турции де-факто является президентской, где глава государства Эрдоган действует как "исполнительный президент". Это означает, что премьер Давутоглу, как ожидается, останется премьер-министром "в подчинении". Тем не менее, у ПСР, как и раньше, нет большинства в 3/5 голосов (330 мест), чтобы назначить референдум по потенциальной конституционной поправке относительно усиления полномочий президента.

Результат выборов также в очередной раз демонстрирует слабость и разобщенность оппозиционных партий Турции и их неспособность обеспечить надежную альтернативу ПСР.

Самым большим неудачником оказалась Партия националистического движения, и виной тому – неконструктивный подход лидера партии Девлета Бахчели после июньских выборов.

Мало того, что он отказался вступать в любые коалиции – он также выбросил много компетентных членов партии из списков кандидатов.

Прокурдская Народно-демократическая партия потеряла много голосов из-за усилий ПСР по дискредитации партии и того, что власть успешно "привязывала НДП" к насилию Рабочей партии Курдистана. НДП не удалось воспользоваться исторической возможностью и дистанцироваться от РПК, что стоило партии голосов избирателей.

В конце концов, от НДП отвернулись не только консервативно-исламистские курды и некоторые владельцы малого и среднего бизнеса на юго-востоке страны, которых непосредственно коснулось насилие РПК, но и также представители крупных городов.

Однако уже то, что НДП смогла пройти в парламент, является положительным фактом. Хотя бы по такой причине: если бы им это не удалось, то ПСР, которая была на втором месте в тех избирательных округах, где НДП выиграла, заняла бы их места в парламенте.

Но если прокурдская парламентская партия не начнет прислушиваться к мнению электората, то рискует вернуться к своей традиционной поддержки на уровне 6-7% – то есть значительно ниже порога в 10% – уже на ближайших выборах.

И все же, несмотря на ошибки коллег по оппозиции, главной оппозиционной силе – "республиканцам" – не удалось аккумулировать их голоса.

Дело в том, что у левой Народно-республиканской партии есть четкие ограничения по росту электората, поскольку большинство избирателей находятся на правой стороне политического спектра. Поэтому НРП, несмотря на все усилия, не смогла занять правоцентристскую нишу.

Другим выводом выборов стало то, что движение Гюлена, игравшее важную роль в правительстве ПСР до 2013 года, пока не имеет никакого влияния в турецкой политике, а также широкой базы поддержки. ПСР удалось увеличить свою поддержку из-за усиления давления на бизнес и медиа-сети, которые ассоциировались с Движением.

Потенциальные последствия

Поскольку ПСР добилась победы благодаря нестабильности в стране и поляризации общества, партии теперь придется демонстрировать умение решать проблемы.

Кроме того, поскольку полученных ПСР мандатов недостаточно, чтобы изменить Конституцию для усиления президентского влияния, как того хочет Эрдоган, ПСР необходимы быстрые шаги, чтобы дополнительно увеличить свою поддержку. А многие ожидают, что насилию в стране будет положен конец.

В то же время правящей партии, которая использовала экономические трудности в качестве рычагов в месяцы политической нестабильности, необходимо будет предпринять необходимые шаги для возвращения экономики в нужное русло.

Здесь речь не идет о существенном улучшении в сфере верховенства права – скорее о показательных реформах, которые могли бы улучшить испорченный имидж страны.

Ведь этот имидж негативно влияет на иностранные инвестиции.

Что же до демократии, то тут ожидания противоположные. Скорее, следует ждать дальнейших ограничений прав и гражданских свобод.

Хотя основные репрессии в отношении СМИ и оппонентов вряд ли произойдут сразу – ведь это ослабило бы возможности создать экономическую и социальную стабильность. Тем не менее, уже сейчас есть риск, что прямая и косвенная цензура будет расти.

Отношения с ЕС

После выборов можно ожидать, что план действий Турция-ЕС относительно решения миграционного кризиса будет быстро сформирован.

Это выгодно обеим сторонам. В то время как ЕС требует немедленных решений для ограничения тяжелых последствий кризиса, для ПСР план стал бы важной историей успеха.

Кроме того, соглашение о беженцах дает возможность сторонам заново построить доверие и возобновить диалог, который в случае успеха может создать побочный эффект в других сферах.

Ранее Ангела Меркель пообещала Турции открытие новых глав в переговорах о членстве.

Это может дать ЕС определенные рычаги,  утраченные им во время замораживания переговорного процесса. В то же время успех переговоров будет зависеть от готовности Эрдогана принять позицию ЕС в отношении ключевых вопросов, таких как верховенство права в Турции.

Хотя это может показаться маловероятным, однако нестабильность на Ближнем Востоке, появление России в качестве серьезной угрозы безопасности и увеличение поддержки со стороны турецкой общественности в процессе присоединения к Евросоюзу могут сыграть роль в подталкивании Эрдогана ближе к ЕС.

В то же время Евросоюз сможет влиять на Турцию только при условии более активного диалога с Анкарой. А замораживание переговорных глав и блокирование сотрудничества лишь отталкивало Турцию от Запада и демократии.

Брюсселю не стоит забывать о поддержке граждан Турции, которые выступают за демократическое развитие страны (особенно молодежь), ведь они способны сыграть ключевую роль в сохранении турецкой демократии.

Поэтому конкретные шаги – такие, как предоставление безвизового режима для турок, – также могут сделать ЕС более привлекательным партнером в глазах турецкой общественности.

 
 

Авторы:

Демир Мурат Сейрек, Аманда Пол,

European Policy Centre (EPC), Брюссель

Перевод "Европейской правды". Первая публикация - на английском на сайте EPC

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.