Задержка безвизового подорвет доверие к ЕС – заявление гражданского общества

Понедельник, 23 мая 2016, 13:42

"Европейская правда" уже писала о новых рисках для безвизового режима для Украины.

Речь идет об инициативе ряда европейских стран увязать украинский безвизовый режим с созданием общего механизма приостановления "безвиза" для всех стран. Такое приостановление должно действовать в отношении всех стран, имеющих такой статус, и вводиться в действие в случае появления значительных миграционных рисков.

Однако данное решение не имеет ничего общего с Украиной, которая выполнила все условия для получения безвизового режима и не создает миграционных рисков для Евросоюза.

Учитывая, что эта информация стала публичной, ведущие экспертные центры Украины выступили с совместным заявлением на эту тему.

This statement is also available in English.

* * * * *

Украинское гражданское общество в течение последних лет приложило немало усилий для проведения реформ, предусмотренных Планом действий визовой либерализации (ПДВЛ). Завершение выполнения ПДВЛ официально подтверждено в коммуникации Еврокомиссии 2016/0125 (COD) и сопроводительных документах к ней, но гражданское общество и дальше напряженно работает над сохранением постоянства начатых изменений.

Эти реформы стали символом способности страны к комплексным проевропейским изменениям, включая реформу в политически чувствительном секторе борьбы с коррупцией.

Поэтому мы с глубокой озабоченностью и тревогой восприняли известие, что часть стран-членов ЕС высказались за отсрочку визовой либерализации для граждан Украины,

поддержав привязку этого решения к принятию механизма приостановления безвизового режима.

В частности, после заседания Совета ЕС (Justice and Home Affairs) СМИ сообщили о публичной поддержке этой идеи главами МВД Бельгии, Франции, Германии.

Никоим образом не отрицая необходимость контроля со стороны ЕС за миграционными потоками, мы, представители общественных организаций Украины проевропейского направления, хотим проинформировать вас о возможных последствиях для отношений Украина-ЕС в случае, если решение об отмене виз будет отложено.

Украинское общество воспринимает отмену виз как индикатор готовности ЕС к тесному сотрудничеству с Украиной. Внедрение безвизового режима носит крайне важное символическое значение, которое важнее его практического эффекта. Многочисленные заявления украинских и европейских чиновников о том, что визы технически могут быть отменены уже летом, повысили градус этих ожиданий.

Поэтому задержка и любая отсрочка решения Совета ЕС о визовой либерализации будут восприняты в Украине как искусственное затягивание этого процесса.

Это неизбежно будет использовано скептиками – как в Украине, так и за ее пределами – и приведет к радикальному падению доверия к ЕС в украинском обществе.

Стоит отметить, что в течение последнего года скептики активно распространяли ложный нарратив: "лицемерная Европа не соблюдает своих обещаний и никогда не предоставит Украине безвизовый". Этот сценарий будет воспринят широкой общественностью как доказательство правоты этого утверждения.

Влияние такого решения ЕС на политические круги будет еще значительнее.

Перспектива отмены виз была ключевым стимулом для проведения реформ, предусмотренных ПДВЛ. Только после того, как депутаты поверили в реальность визовой либерализации, парламент одобрил наиболее чувствительные антикоррупционные законы (такие, как закон о специальной конфискации и об орган по возвращению активов), а также антидискриминационное законодательство в редакции, поддержанной ЕС.

Сейчас украинская политическая элита и общество ждут решения Совета ЕС.

Любая задержка подорвет доверие украинских политических элит к Евросоюзу как партнеру, выполняющему взятые обязательства.

Это затруднит, а кое-где сделает невозможным продвижение в парламенте наиболее чувствительных реформ, поддерживаемых ЕС.

Мы также выражаем опасения, что политические силы, не настроенные на дальнейшее сближение Украины с ЕС, используют общественное возмущение для реверса отдельных законодательных изменений, в частности, в части антидискриминации и противодействия коррупции.

Хотим отдельно подчеркнуть, что объяснение о временном и техническом характере отсрочки вряд ли будут восприняты обществом и политическими элитами Украины из-за крайне высокой чувствительности вопроса визовой либерализации.

Мы поддерживаем намерения ЕС контролировать миграционные потоки и ввести механизм приостановления безвизового режима, но обращаем внимание на то, что этот механизм будет распространяться и на страны, для которых безвизовый режим вступил в силу раньше. А значит, нет необходимости его синхронизации с визовой либерализацией. На сегодня Украина, по данным ЕК, не представляет миграционной угрозы для ЕС.

Исходя из вышесказанного,

призываем страны-члены ЕС как можно скорее принять решение о визовой либерализации для Украины и рассчитываем, что уже в конце лета 2016 года владельцы биометрических паспортов смогут воспользоваться безвизовым режимом.

Мы также поддерживаем позицию Совета ЕС о создании постмониторингового механизма для контроля устойчивости реформ, проведенных в рамках ПДВЛ. Однако подчеркиваем, что создание данного механизма не может быть основанием для отсрочки визовой либерализации, ведь в этом случае его эффект может оказаться противоположным и мы можем столкнуться с реверсом реформ еще до начала мониторинга.

Обращение подписали:

Реанимационный пакет реформ,

ОО "Европа без барьеров",

Transparency International Ukraine,

Центр противодействия коррупции,

ОО "Европейская правда",

Институт Евроатлантического сотрудничества,

Центр политических студий и аналитики "Эйдос",

Фонд "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива,

Центр UA,

Центр экономической стратегии,

Информационная кампания "Stroger Together!",

Институт мировой политики,

ОО "Центр локального самоуправления",

Центр демократии и верховенства права,

ОО "Украинский научный клуб",

Украинский независимый центр политических исследований

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.