Помощь или обеспокоенность: как изменить подход Евросоюза к поддержке Украины

Четверг, 20 октября 2016, 13:55 — European Council for Foreign Relations

"Европейская правда" публикует подробное исследование ведущего европейского аналитического центра European Council for Foreign Relations о поддержке Украины странами-членами ЕС.

Исследования ECFR – это не просто мнение экспертов. Их выводы часто становятся основой аналитических сводок в европейских столицах и влияют на формирование официальной политики.

Мы публикуем одновременно два материала.

Данная публикация содержит анализ состояния помощи ЕС Украине и рекомендации по ее изменениям. Тут и советы быть жестче в диалоге с Киевом, и позиция по предоставлению летального вооружения.

Также вашему вниманию предлагается обзор уровня помощи разных государств-членов ЕС, от друзей Киева до тех, кто откровенно саботирует поддержку, от Германии до Греции и от Литвы до Мальты.

* * * * *

В ноябре 2013 года украинцы собрались на Майдане, протестуя против отказа Януковича подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. Тогда украинская политика превратилась в хаос.

Майдан начал цепь событий, приведших к аннексии Крыма и продолжающейся войне на Донбассе, к смене политического руководства и поставивших Украину на путь реформ.

Украина была одной из наиболее "советизированных" республик СССР, да и до сих пор сохраняет много наихудших организационных характеристик того времени.

Реформы в Украине – это фактически "десоветизация".

Усилия по реформированию Украины достигли определенного прогресса в последние два года. Реформы продолжаются почти в каждом звене государственного аппарата, несмотря на то, что Украине пришлось столкнуться с вызовами в отношении ее территориальной целостности и с российской агрессией.

Но результаты этого процесса пока неоднозначны.

Украина достигла больших успехов в некоторых отраслях, в частности в оборонном, банковском и аграрном секторах. Но реформы в ключевых государственных органах, в частности в судебной системе, так и не дали результатов.

ЕС и его государства-члены предоставляли Украине финансовую и экспертную помощь. Эта помощь оказалась особенно полезной в вопросах дерегуляции, развития сельских районов, реформы в энергетике. Несмотря на некоторые проблемные вопросы, европейская поддержка в этих сферах в целом увенчалась успехом.

Помощь ЕС и стран-членов помогла внести больше изменений в эти сферы, чем Украина видела за все годы независимости.

За годы, прошедшие после Майдана, Украина приняла больше законов, чем любая другая европейская страна. Прозрачность увеличилась, был введен дополнительный контроль для подавления коррупции.

Но есть сферы, где усилия ЕС не были успешными.

Евросоюз не помог ускорить внедрение эффективной судебной и административной реформы, т. е. реформы центрального государственного аппарата. Отсутствие прогресса в этой сфере усложняет реформы в других областях.

Очевидно, что ЕС должен больше давить на руководство страны для углубления судебной и административной реформ. Вместо этого много дипломатической энергии было потрачено на Минский процесс, который находится в тупике.

В некоторых европейских странах наблюдается усталость от Украины и скептические настроения. Но правительства этих стран должны знать, что Украина сможет реформироваться.

Она просто нуждается в эффективной поддержке и советах, часть из которых может дать Евросоюз.

Да, порой эта поддержка и рекомендации не достигают целей, но есть вещи, на которых ЕС должен сосредоточиться сейчас, чтобы помочь изменить Украину.

Есть также региональный разрыв в готовности государств-членов ЕС помочь Украине. Тогда как северные и восточные государства-члены активно поддержали переход Украины, ряд западных и южных государств-членов не принимают в этом участия. Этот дисбаланс подрывает идею европейской солидарности и сплоченности и, в конечном счете, эффективность ЕС как политического игрока.

Предлагаем также детальный обзор уровня помощи всех стран-членов ЕС, от друзей Украины до равнодушных и друзей Кремля

Италия, например, помогает меньше, чем Словения.

Франция, Испания и Италия вместе дают меньше, чем любая из стран Балтии.

Чтобы продвигать процесс реформ, ЕС должен продолжать общаться с украинской общественностью, давать им доказательства воздействия реформ, свидетельства прогресса по Минским договоренностям. Нужно убедить украинское общество, что сепаратисты на востоке страны не получат влияния (на процессы в государстве).

ЕС должен помочь завоевать сердца и умы украинцев благодаря последовательной и четкой коммуникации. Ее отсутствие приведет к дальнейшему разочарованию во время длительного реформирования страны.

Евросоюзу следует сосредоточиться на судебной и административной реформах. Реформирование этих секторов – самое важное.

Один из путей поддержки судебной и админреформы – работа европейских дипломатов и экспертов в украинских административных структурах. Это позволит передавать опыт и предоставит определенный контроль над процессом реформ.

ЕС получит больше рычагов для продвижения реформ, если будет придерживаться своих обязательств перед Украиной.

После проведения Украиной реформ для либерализация визового режима Евросоюз должен выполнить свое обещание и отменить визы.

В противном случае есть риск оттолкнуть украинцев от процесса реформ.

Одним из ключевых факторов, которые сдерживают усилия по проведению реформ в Украине, является отсутствие специально созданных "команд по реформированию". Евросоюз должен продвигать идею создания специализированных "подразделений по реформированию" в каждом министерстве Украины, чтобы там выделили сотрудников, работающих над внедрением реформ.

Это будет способствовать тому, чтобы реформы стали приоритетным направлением для министерств.

Несмотря на реформы, продолжается конфликт на востоке страны. ЕС должен поддержать Украину в этой борьбе.

Для этого Евросоюз должен принять меры по реформированию украинских вооруженных сил, чтобы они были лучше оснащены для борьбы с российской угрозой, а также быть готовым предоставить летальное вооружение, если будут соблюдены необходимые условия.

Украинская экономика остается слабой, с высокой степень финансовой неопределенности.

ЕС должен убедиться, что помогает экономическим преобразованиям в Украине, но также – процессу деолигархизации, выбирая для поддержки малые и средние предприятия, владельцами которых являются обычные люди, а не олигархи.

Кроме того, Евросоюз должен продолжать поддержку развития сельских районов, несмотря на то, что во время реформы сельскохозяйственного сектора многие небольшие фермерские хозяйства ожидают сложные времена. В Украине – один из крупнейших аграрных секторов в Европе, и усиление поддержки реформ в этом секторе может обеспечить как можно более легкий переход к европейским стандартам.

Возможно, наибольшая потребность состоит в том, чтобы Евросоюз прямо и откровенно говорил о проблемах, возникающих на пути реформ.

ЕС проявлял излишнюю мягкость в Украине.

Европейские дипломаты должны быть как можно более прямолинейными, четко указывая на тех, кто несет ответственность за затягивание реформ.

Только так можно добиться реального прогресса.

Реформирование Украины по своей природе является длительным процессом. Даже если бы украинская власть была более благосклонна к реформам, эта работа растянулась бы на годы.

ЕС должен понять это. Недопустимо демонстрировать свою усталость от Украины.

Евросоюз должен поддержать Украину на ее пути к членству в ЕС, чтобы не способствовать еще большей нестабильности на своей восточной границе.

Предлагаем прочесть также обзор уровня помощи разных государств-членов ЕС, от друзей Киева до тех, кто откровенно саботирует поддержку, от Германии до Греции и от Литвы до Мальты.

 

 

Автор исследования: Густав Гресель, European Council for Foreign Relations

Перевод "Европейской правды", публикуется с сокращениями

Перевод и публикация – с разрешения ECFR

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.