Когда безвиз станет реальным: все о решении Совета ЕС и его последствиях

Пятница, 18 ноября 2016, 12:10 — Сергей Сидоренко, Европейская правда
Фото kefairport.is

18 ноября, услышав безвизовые новости из Брюсселя, украинские интернет-читатели разделились на несколько групп (собственно, как всегда). Каждая уверена в своей правоте и готова ссориться с несогласными (тоже, как обычно).

Кто-то уверял, что это решение стало лишь очередной незначительной формальностью, другие доказывали, что на самом деле безвизовый режим заработает только с 2020 года, третьи рассчитывали поехать в ЕС без виз уже на Новый год...

В любом случае, аргументы, звучавшие в facebook-спорах в течение дня, заслуживают того, чтобы остановиться на них отдельно. Но сначала – немного истории.

Подозрительный вице-премьер

Почти 12 лет назад, после Оранжевой революции, Украина впервые попробовала "двинуться в Европу" и даже назначила вице-премьера по евроинтеграции Олега Рыбачука. Попытка эта, как мы помним, оказалась провальной; уже в 2005 году заинтересованность Украиной превратилась в разочарование.

Но некоторые достижения с тех пор остались.

Одним из них стал диалог о визовой либерализации. Мало кто знает эту историю, но начался он благодаря... традиционно "дружественному" к Украине посольству Бельгии. Во время своего первого же визита в Брюссель Олег Рыбачук, конечно же, должен был получить свежую шенгенскую визу. Представьте его удивление, когда он выяснил, что

даже профильному вице-премьеру бельгийцы дали визу "аж" на два дня.

Именно эта виза, которую Рыбачук демонстрировал на встречах с тогдашним еврокомиссаром Ферреро-Вальднер, высоким представителем ЕС Хавьером Соланой и другими, стала ключевым аргументом, который убедил их: система работает неправильно.

Машина ЕС – медленная и очень инертная. Чтобы запустить ее, нужны годы.

Лишь в конце 2006 года завершились переговоры о визовом упрощении для граждан Украины; в 2007 году подписали соответствующее соглашение, в 2008-м оно начало действовать. С 2013 года действует обновленное соглашение, с более широким перечнем льготных категорий, которые претендуют на бесплатные "длинные" визы с более коротким перечнем документов. И почти все это время шли сначала переговоры о полноценном "безвизе", а с 2010 года – выполнение плана действий визовой либерализации.

"Ничего не изменится"

Кому приходилось получать "шенгенки" и даже визы восточноевропейских стран в 2005-2007 годах, помнят, что это была за процедура.

Еще лучше это помнят работники турфирм, у которых не было никакой уверенности в том, получит ли визу клиент, купивший тур. Тогда, к слову, среди турагентов была уверенность, что никакие соглашения не изменят ситуацию в посольствах, но... Легче всего просто привести цифры.

Средний уровень отказов в 2007 году составил 12%, а в отдельных консульствах порой превышал 40%!

Невероятные показатели!

Сейчас мы переживаем, что из-за войны общегосударственный уровень превысил 3%, а все консульства с показателем выше 6-7% – на особом контроле МИД. Подавляющее большинство виз – многоразовые, а больше половины выдается бесплатно...

Правда, это не мешает скептикам говорить, что "ничего не изменилось". И так же не удивительно, что многие сегодня уверены, что безвизовый режим не состоится – "они придумают, как обмануть".

Так что осталось до безвиза?

Поскольку процедуры принятия решений ЕС – сложные и непривычные для украинцев, стоит отдельно объяснить, что же именно произошло в четверг и какие шаги остались до полной отмены виз.

Чтобы ввести безвизовый режим, нужна позиция трех столпов ЕС: Еврокомиссии, Европарламента и Совета ЕС (то есть стран-членов).

Официальная поддержка ЕК у нас есть еще с апреля, этот орган последовательно настаивает на либерализации. С Европарламентом еще проще – этот орган в течение последних лет настаивает на необходимости отменить визы для украинцев, и с ним не было вопроса, "поддержит ли", а был лишь вопрос, "когда они пройдут все процедуры".

Ключевая задержка была в странах-членах – несколько из них оказались очень скептически настроенными в отношении украинского безвиза. Так, ровно три недели назад Франция и Бельгия проголосовали против любого прогресса в отмене виз для Украины. Обоснование было такое: "Украина не доказала, что она борется с коррупцией, даже электронное декларирование до сих пор на грани срыва".

Так что же произошло вчера?

17 ноября сопротивление стран-членов наконец-то преодолели. Итак, отныне у нас есть поддержка всех органов ЕС, отвечающих за отмену виз.

Это, конечно, не означает, что безвиз заработает "уже завтра". Во-первых, необходимо завершить процедуры: должно быть голосование в Европарламенте (где у нас есть убедительное большинство голосов), во-вторых, уже после ЕП, вопрос должен снова быть одобрен Советом ЕС, возможно, даже в письменном режиме, чтобы ускорить процесс (ведь позиция Совета уже официально сформирована).

Но главное, что сняты политические препятствия на пути к безвизу и остались только процедурные.

Основное, что задерживает безвиз – не наша процедура, а "соседняя". Как и ожидалось, Совет ЕС привязал отмену виз к введению "механизма приостановления", который сейчас согласовывается в Брюсселе.

Эта связь не представляет из себя большую новость. Решение о том, что ЕС не будет давать безвиз ни одной стране до разработки такого механизма приостановления, было принято еще в конце весны. С тех пор и эксперты, и политики пытались убедить европейских лидеров пересмотреть его, но тщетно. Идея заключается в том, что ЕС должен успокоить своих избирателей: мы отменяем визы, но оставляем мониторинг за миграцией.

В случае, если поток беженцев или нарушителей безвизовых правил (к примеру, количество нелегальных работников) возрастет в разы и будет держаться высоким в течение длительного периода (ожидается, что будет установлен лимит в три месяца), ЕС получит право запустить процедуру приостановления безвиза. Причем автоматизма не будет, здесь также потребуется политическое решение.

Как надолго затянется согласование данного механизма (и, соответственно, запуск украинского безвиза)?

Четкого ответа нет ни у кого, но речь идет об относительно коротком периоде. Оптимисты прогнозируют, что переговоры по нему закончатся в этом году, пессимисты – что затянутся до начала следующего. Ожиданий, что это займет длительное время, в Брюсселе нет. Вообще.

Называть конкретную дату отмены виз было бы безответственно.

Но можно с уверенностью сказать: в 2016 году безвизовый режим на практике не заработает,

что бы вам там ни обещали чиновники.

Даже если ЕС очень быстро договорится о механизме приостановления, даже если уже в середине декабря его проведут через Европарламент (что, к слову, довольно маловероятно), а в конце месяца решение утвердят в Совете ЕС – даже по этому сценарию на практике отмена виз состоится только в середине января.

Повторимся, этот сценарий не очень вероятен. Скорее, стоит говорить об оптимистических прогнозах запуска безвиза где-то в феврале. А в случае пессимистических – на несколько месяцев позже. От нас, то есть от Украины, этот процесс теперь не зависит.

"Так какая разница, когда отменят –
все равно до 2020 года ждать"

Такое мнение почему-то распространено в соцсетях, хотя основывается оно на откровенной путанице.


Так совпало, что за день до решения по украинскому безвизу в Брюсселе была обнародована еще одна "безвизовая инициатива". Речь идет о новом порядке въезда в Шенген граждан безвизовых стран – после 2020 года будет введена регистрация путешествующих (подробно – в статье "5 евро за безвиз: почему система разрешений на въезд в ЕС не станет "зрадой" для Украины").

Но с нашим безвизом это никак не связано! И тем более – новая инициатива не может его отсрочить.

До введения новой системы (то есть до 2020 года, а может и дольше) все страны, граждане которых имеют безвизовый режим, и украинцы в том числе, будут путешествовать в Европейский Союз по ныне действующим правилам, то есть без регистрации. Только с паспортом, билетом и – если в этом есть необходимость – с бронированием отеля.

К слову, о порядке въезда в ЕС после того, как заработает безвиз.

Это – еще одна тема, окутанная мифами.

Кто-то активно продвигает мысль о том, что, мол, на границу придется везти "тот же пакет документов, что сейчас – в консульство". Такие комментарии часто появляются под статьями и новостями о безвизовом режиме, и читатели активно подхватывают "зраду".

Хотя на самом деле это мнение не имеет под собой никаких оснований.

Да, пограничник имеет право не пустить в ЕС безвизового путешественника – так же, как сейчас он имеет право не пустить и того, у кого есть виза. Но никакого "консульского пакета документов" на границу везти не нужно. А практика других стран свидетельствует, что обратного билета обычно достаточно.

Подробнее об этом – в публикации "Безвизовый режим: факты и стереотипы о новых правилах пересечения границы", а также в статье об опыте других стран "Готовимся к безвизовому режиму. Как это работает в Молдове и Боснии".

Безвиз – это не про 35 евро

На "Европейской правде", так же, как и на других украинских интернет-ресурсах, есть немало комментариев из России.

Новости о безвизе привлекают особое внимание с их стороны. Главные тезисы:

 

– украинцам просто жалко 35 евро;
– все равно безвизовый режим никому не нужен, денег нет;
– Украина напринимала столько всего, что просил ЕС, чтобы сэкономить копейки на визах.

Конечно же, отмена краткосрочных виз – это не просто экономия 35 евро. Или даже более значительных сумм, если речь идет о сборе сервисного центра. Это – вопрос достоинства. Это – вопрос времени.

В конце концов, автор данного текста будет невероятно рад, если прекратится практика, когда консульства отдельных стран, руководствуясь внутренними, не всегда логичными инструкциями, по сути, поощряют заявителей подавать фальсифицированные документы.

И это не шутка – в частности, уже упомянутое консульство Бельгии, давно имеющее дурную славу в экспертных кругах, требует от журналистов, претендующих на пятилетнюю визу, предоставить доказательства того, что этот заявитель "будет работать на данном месте работы еще 5 лет". И неважно, что такие документы априори, если выражаться дипломатично, "не совсем честные". И неважно, что это создает искусственные препятствия для выполнения соглашения о визовом упрощении. И неважно, что это не способствует имиджу тех европейских стран, которые выдвигают подобные требования.

В случае продления визового режима – каким бы либеральным он ни был – недоразумения неизбежны, вопрос только в их частоте.

И поэтому безвиз станет действительно долгожданным шагом.

Не будем забывать и о прямых положительных последствиях. И для бизнеса, и для путешественников, и для тех, у кого есть родственники в ЕС. И для европейских лоукост-авиакомпаний, которых останавливает не только отсутствие "открытого неба", но и то, что билет нельзя купить "просто так", на завтра.

Но самое главное – в другом.

Борьба за безвизовый режим позволила Украине провести реформы, которые без этого еще долго оставались бы нереализованными. Это и антикоррупционное законодательство, и комплекс законов о спецконфискации, и антидискриминация, и многое другое. Вспомним хотя бы об электронном декларировании, которое, без сомнения, открыло новый этап и будет влиять на страну и на ее путь еще не один год.

Да, эти изменения невыгодны Москве, которая стремится остановить прогресс нашего государства, и поэтому критические комментарии оттуда не удивляют. Но они точно нужны нам.

И уже хотя бы за проведенные реформы стоит благодарить тех, кто так активно проталкивал безвизовый режим. И изменения в стране – вместе с ним.

Автор: Сергей Сидоренко,

редактор "Европейской правды"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.