ЕС – это долгосрочное планирование

Вторник, 1 июля 2014, 17:21 — Владимир Макар, УАА

Знакомый украинский дипломат рассказывал, с каким ужасом во время работы за границей он каждый раз ждал приезда официальной делегации из Киева. Ведь, несмотря на многочисленные предупреждения и просьбы заранее согласовать время и место встреч, наши чиновники непременно все делали в последний момент. Чувствуя себя в Украине "пупами земли", они почему-то думали, что и за границей все должны под них подстраиваться. Однако европейские и американские политики и чиновники, как и подавляющее большинство населения этих стран, все планирует заранее. Поэтому много важных и потенциально выгодных для Украины встреч просто не состоялись.

В Европе некоторые вещи работают совсем по-другому, и мы должны к этому привыкать. И первым к этому должно приспособиться руководство нашего государства.

Европейское сообщество – это много стран, каждая из которых имеет свои интересы, свое видение. В некоторых вопросах им очень сложно договориться – необходимо проводить слушания или голосование в национальных парламентах. Относительно некоторых решений нужны даже национальные референдумы.

Поэтому не к каждому решению ЕС подходит основательно и взвешенно. В Европе очень долго все обсуждают, после чего принимают решение и стараются уже его не менять.

Этот принцип нашел свое отражение и в долгосрочности планирования, стабильности регуляторной политики. Европейцу выгодно и комфортно внедрять устойчивые понятные планы на долгие годы вперед, и этому мы тоже должны научиться.

Посмотрим, к примеру, на подход ЕС к формированию аграрной политики – одного из ключевых вопросов для населения Европы. Подход к совместным действиям европейских стран в этой области основывается на долгосрочном шестилетнем планировании, в частности в вопросах бюджета и финансирования. Каждые шесть лет фокус таких программ несколько смещается, чтобы развитие отрасли не было односторонним.

Так, в 2000 году в рамках Общей сельскохозяйственной политики была принята Программа поддержки развития сельских районов на 2000-2006 годы. Она предусматривала поддержку развития села в рамках Европейского сельскохозяйственного фонда управления и гарантирования с основным направлением на устойчивое развитие сельских районов.

Далее, в 2007 году, фокус ЕС сместился на регионы, находящиеся в наименее благоприятном положении. С целью оказания помощи в экономическом развитии таким регионам было принято Руководство по национальной региональной помощи на 2007-2013 годы, где закреплялись пороговые значения объемов помощи для регионов с разным уровнем развития.

Одна из последних инициатив ЕС – Бюджет для Европы (2014-2020) – также содержит комплексный подход к развитию сельскохозяйственной политики. Реформа, предусмотренная документом в аграрной сфере, должна быть направлена на более справедливое распределение прямой поддержки аграриев, "озеленение" прямых выплат, поддержку активных фермеров, покрытие уровня прямых платежей для крупнейших фермеров, упрощенную схему дотаций для мелких фермеров.

Некоторые инициативы в ЕС работают без изменений десятки лет. К примеру, недавно были внесены изменения в аграрный регуляторный документ, разработанный еще в далеком 1972 году.

В Украине с таким подходом пока все совсем не просто: политическая жизнь очень активна, за все годы независимости политический ландшафт страны менялся часто и радикально, а с ним и пересматривалась государственная политика практически в отношении всего. Это, конечно, не идет на пользу экономике.

В нашей стране не так уж много примеров реального долгосрочного планирования и выполнения этих планов, но они есть. Хорошим примером может быть специальный режим налогообложения сельхозпроизводителей. Он был введен еще во времена президента Леонида Кучмы на 20-летний срок. За это время аграрная отрасль должна была за счет меньших налогов встать на ноги и выйти на качественно новый уровень. Результат действия этой долгосрочной льготы объективно положительный – постепенно АПК вышел на первое место в украинском экспорте. Но и посягательства правительств, депутатов на льготу, которая дала такие замечательные результаты, за эти годы было немало.

Они и сейчас есть, причем часто аргументом для пересмотра служат слова: давно не пересматривали, сейчас это устарело. Но на то оно и долгосрочное, чтобы не меняться каждый год!

По моему мнению, такое отношение не дает нашей стране развиваться. Представим, что мы строим дом. Мы все тщательно спланировали, но потом каждый месяц меняем проект: перенесли окна, заменили материалы, подвинули стену в сторону. Очевидно, что если так делать постоянно, мы этот дом никогда не достроим.

Украине следует научиться составлять четкие долгосрочные планы, подобные европейским, и придерживаться их, независимо от того, какой состав парламента избран и кто сейчас президент. Пока, к сожалению, это не очень получается. Посмотрим, к примеру, на экономическую часть Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Конечно, как и все в этом мире, документ не идеален. Но он уже готов, прошел обсуждение, парафирован и подписан. Квоты, проценты по продукции, которую мы можем поставлять в ЕС, прописаны на несколько лет вперед. Казалось бы – бери и выполняй. Но нет, наше Министерство агарной политики недавно вышло с инициативой вновь его пересмотреть.

Конечно, после определенных переговоров теоретически Украина может выбить для себя какие-то небольшие изменения к лучшему. Но мне кажется, что четкое выполнение достигнутого соглашения может дать нам нечто гораздо большее. Это должно научить нас чему-то очень важному, очень европейскому: с уважением относиться к правилам, отвечать за взятые на себя обязательства и планировать на долгие годы вперед, причем не только во внешних отношениях, но и внутри страны.

Автор: Владимир Макар, глава Украинской аграрной ассоциации

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.