Открытие рынка ЕС: главное – не продешевить

Четверг, 9 октября 2014, 10:25 — Глеб Бялый, "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Украина

Многолетние переговоры об ассоциации с Европейским союзом уже позади, и теперь отечественный бизнес остается один на один с открывшимся для него – пока в одностороннем порядке – рынком ЕС.

Открытие европейского рынка сопровождается практически полной потерей рынка сбыта в Российской Федерации. В таких условиях отечественным производителям не остается иного выхода, как переориентировать свой экспорт с рынка РФ на рынок ЕС. Тем более, что такая переориентация в долгосрочной перспективе должна стать более выгодной и заманчивой.

Однако следует понимать, что непосредственными бенефициарами отмены ввозных пошлин будут прежде всего импортеры – компании, которые растаможивают украинскую продукцию в ЕС.

Если украинский бизнес хочет реально сэкономить или заработать больше, то импортировать в ЕС ему придется самостоятельно.

В такой ситуации хочется предостеречь украинских производителей от ошибок, которые могут дорого им стоить.

Попав в нынешнюю ситуацию – с неожиданно закрывшимся одним рынком и внезапно открывшимся другим, – украинский производитель начнет переориентацию и экспансию.

Согласно статистике, эта переориентация уже происходит на практике. Так, по данным Представительства ЕС в Украине, в течение мая-июня 2014 года украинский экспорт в Евросоюз вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это отличные показатели с политической или макроэкономической точки зрения.

Но на практике есть и обратная сторона медали.

Она находится в плоскости интересов национальных товаропроизводителей ЕС, которые явно не будут очень рады появлению нового конкурента на своем рынке, да еще и в режиме столь существенных односторонних преференций.

Следует четко понимать и помнить, что каждая отгрузка в ЕС может впоследствии стать предметом торгового расследования, инициированного европейскими товаропроизводителями.

В погоне за долей на новом рынке, за новыми покупателями и при желании компенсировать дополнительные расходы, связанные с выходом на этот рынок, украинские производители могут неправильно рассчитать ценовую политику и прочувствовать на себе все прелести участия в торговых расследованиях в Евросоюзе.

Европейские производители не только вдоль и поперек знают законодательство ЕС, гарантирующее им право на защиту, но также уже достаточно давно и успешно научились его применять.

Поэтому, разрабатывая стратегию завоевания европейского рынка и планируя непосредственный пошаговый алгоритм выхода на рынок, необходимо учитывать не только коммерческие, но и юридические последствия каждого своего шага.

Глобально система защиты национальных товаропроизводителей ЕС основывается на нормах и принципах Всемирной торговой организации, которая предусматривает три основных вида защиты – антидемпинговые, специальные и антисубсидиарные расследования.

Исходя из опыта и динамики последних лет, на сегодняшний день наиболее часто используемым в ЕС и ВТО является механизм антидемпингового расследования. В отличие от специального расследования, которое затрагивает весь импорт независимо от страны происхождения и от конкретных производителей, антидемпинговые расследования требуют наименьшей доказательной базы, позволяя установить защитную меру против конкретных производителей.

Украинский производитель, попав под применение защитных мер, автоматически становится участником не только всех последующих ежегодных пересмотров, но и окончательного пятилетнего пересмотра, который часто заканчивается продлением меры на последующую пятилетку.

Участие во всех этих процедурах – дело сложное и дорогое. А неучастие автоматически повлечет за собой потерю рынка.

В этой связи, планируя выход на рынок ЕС, необходимо заранее определить меры профилактики и упреждения установления пошлин на свою продукцию.

Поскольку торговое право ЕС базируется на нормах и принципах ВТО, Европейская комиссия, проводя расследование, будет изучать следующие основные факторы:

  • наличие демпингового импорта;
  • материальный ущерб производителям ЕС;
  • причинно-следственную связь между ними;
  • отсутствие противоречий между применением мер и интересами ЕС.

Отсутствие одного из четырех компонентов является основанием для неприменения защитной меры.

Очевидно, что наиболее простым для украинского производителя будет сконцентрироваться на недопущении демпинга при поставках своей продукции на рынок ЕС.

Понимая, что демпинг – это, упрощенно говоря, поставки продукции на рынок ЕС по ценам ниже продаж идентичной продукции на внутреннем рынке Украины, ключ к успеху украинского производителя на европейском рынке - в проведении регулярного мониторинга своих цен и их сравнении при совершении каждой поставки на европейский рынок.

Для того чтобы максимально обезопасить себя и свои поставки на рынок ЕС от потенциального применения антидемпинговой пошлины, каждый украинский производитель перед определением цены продажи продукции на европейском рынке должен проходить следующую процедуру сравнения цены.

1. Определение продукции, цены на которую подлежат сравнению. Все просто, когда идентичный товар поставляется на оба рынка. Ситуация сложнее, когда товар, поставляемый в ЕС, не продается в Украине. Тогда необходимо установить аналогичный товар, который не полностью соответствует, но по своим формам, характеристикам и способу применения может заменить товар, поставляемый в ЕС.

2. Выбор каналов продаж – прямые продажи конечным потребителям, продажи на склад оптовика, продажи через дистрибьютора. Сравнивать желательно цены по аналогичным каналам продаж на обоих рынках. При использовании в схеме продаж связанных лиц необходимо помнить, что их расходы при проведении антидемпингового расследования будут включены в расходы производителя, а цена продажи будет учитываться не от производителя связанному лицу, а от связанного лица первому независимому покупателю. Связанными являются лица, находящиеся под контролем друг друга, под общим контролем третьего лица, или вместе контролирующие третье лицо. Дополнительными критериями связанности являются наличие общего менеджмента, родственников в менеджменте разных лиц и т.д.

3. Приведение цен продаж идентичной продукции на обоих рынках к единому базису сравнения. Самым безошибочным базисом является Ex Works – уровень продажи с завода. Для того, чтобы привести фактическую цену продажи к этому уровню, производителю необходимо вычесть все издержки, связанные с продажей (упаковка, погрузка, перевозка, перевалка, таможенные и иные платежи и т.д.), если продажа совершается на ином базисе, отличном от Ex Works.

Естественно, это очень упрощенная модель калькуляции, однако по сути и духу она мало отличается от фактического сравнения цен при проведении расследований.

Перед продажей на рынке ЕС юристы предприятия совместно с коммерческим отделом должны проводить сравнение цен и выходить на понимание минимально допустимой цены.

Очень важно, даже несмотря на моментальную коммерческую выгоду, не допустить продажи товара в ЕС по ценам ниже украинских. Сиюминутная прибыль может обернуться существенными потерями в будущем.

Проводя процедуру сравнения цен перед каждой продажей в Евросоюзе, украинский производитель сможет существенно снизить свои шансы стать субъектом антидемпингового расследования.

В случае попадания под расследование производители, следующие этим советам, смогут минимизировать негативные последствия для себя.

 

Автор: Глеб Бялый - советник, руководитель практики международного торгового и таможенного права, соруководитель судебной  практики ЮБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Украина

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua