Тест на правдивость: хочет ли коалиция прозрачности энергосектора?

Понедельник, 15 июня 2015, 08:57 — Мария Голуб, информационная кампания «Stronger Together!»

Реформа энергетического сектора, прозрачная и эффективная политика управления природными ресурсами, благоприятный инвестиционный климат и борьба с отмыванием денег в добывающей отрасли Украины – такие призывы содержатся едва ли не в каждой речи политиков и высокопоставленных чиновников.

Однако на практике ситуация складывается немного по-другому.

На прошлой неделе Верховная рада почему-то не сподобилась проголосовать в первом чтении законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усиления прозрачности добывающих отраслей" (№2591). Законопроект должен дать возможность подготовить отчет о состоянии дел и платежей в добывающей отрасли в сфере нефти и газа в соответствии с требованиями международного стандарта – Инициативы прозрачности добывающих отраслей (Extractive Industries Transparency Initiative, EITI).

EITI – всемирный антикоррупционный стандарт отчетности для добывающих компаний и правительств, успешно действующий в 48 странах.

Согласно стандарту, страна ежегодно должна публиковать информацию о состоянии дел в добывающей отрасли – перечень основных месторождений, владельцев лицензий, объем добычи, а также платежи компаний в бюджеты разных уровней.

Украина присоединилась к Инициативе еще в 2009 году. В октябре 2015 года Кабмин должен опубликовать свой первый отчет о состоянии нефтегазовой отрасли.

Несмотря на то, что законопроект разрабатывался профильными нардепами совместно с Министерством энергетики, добывающими компаниями и экспертами, уверенно прошел рассмотрение в энергетическом и экологическом комитетах Рады и был публично поддержан руководством парламента, на прошлой сессионной неделе у депутатов до него просто "не дошли руки".

"Прозрачный" законопроект включен в Коалиционное соглашение, Антикоррупционную стратегию на 2014-2017 годы, Программу деятельности Кабмина, Стратегию устойчивого развития "Украина—2020" и Перспективный план законодательных работ Верховной рады, более известный как "План Гройсмана".

К тому же он еще и евроинтеграционный, поскольку отвечает обязательствам Украины по Соглашению об ассоциации с ЕС. Более того, обнародование в октябре первого публичного отчета EITI – одно из условий предоставления очередного транша макрофинансовой помощи в 1,8 млрд евро из последнего, "рижского" Меморандума с ЕС.

По состоянию на сегодняшний день подготовить полноценный отчет к октябрю сложно – действующее законодательство предусматривает только добровольное предоставление информации добывающими компаниями.

Если компания не слишком заинтересована показывать свою активность, она просто не откроет данные, следовательно, отчет будет неполным.

Проект закона "О прозрачности добывающих отраслей" вносит изменения в Кодекс о недрах и закон Украины "О нефти и газе", чем закрепляет обязательность раскрытия информации как для компаний, так и для правительства. Однако после введения закона в действие нужно еще время на сбор информации, ее анализ и подготовку отчета.

Это должен делать так называемый Администратор – аудиторская компания, которая уже в ближайшее время будет выбрана на публичном конкурсе Министерством энергетики за средства Всемирного банка. Но Администратору потребуется не меньше трех-четырех месяцев активной работы для подготовки отчета.

Таким образом, "октябрьский" отчет EITI должен обнародовать информацию о том, насколько эффективно государство и добытчики управляют природными ресурсами, сколько от этого получают местные бюджеты и правительство, и куда эти деньги потом расходуются. Конечно, если законодатели не подведут.

Вопрос не только в том, что для успешного продвижения ключевых реформ нам, похоже, нужна или угроза народных бунтов, или четко выписанные "условия" предоставления финансовой помощи от ЕС или МВФ. И это для нации, которая последний Майдан назвала именно Революцией Достоинства!

Когда в стране война, "летняя инертность" народных избранников откровенно удивляет. Когда Рада не голосует из-за полупустого сессионного зала, то это не демократия, это – безответственность. Возможно, инициативы о наказании за "кнопкодавство" следует дополнить еще и санкциями за "прогулы" заседаний без уважительной причины? Общество такое принуждение к эффективности точно будет приветствовать – главное, чтобы заработало!

Хочется верить, что ситуация с отсрочкой рассмотрения законопроекта №2591 – просто печальное стечение обстоятельств, и никто в Верховной раде не имел целью умышленно тормозить процесс повышения прозрачности добывающих отраслей Украины.

Надеемся, что законопроект уже 16 июня пройдет первое чтение, а дальше – в ускоренном темпе будет проголосован в целом.

Тогда мы, наконец, получим первый публичный отчет о деятельности компаний по добыче нефти и газа за 2013 год. Напомним, это был последний год правления "Семьи", поэтому нефтегазовые данные обещают быть очень интересными!

Отчет EITI по 2014 год будет еще более инклюзивным – кроме информации из сферы нефти и газа, он обнародует данные по добыче угля и других природных богатств государства.

 

Автор: Мария Голуб, 

эксперт информационной кампании

"Stronger Together!"

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
powered by lun.ua