Подрывают ли Китай и французские политики режим нераспространения ядерного оружия?

Четверг, 8 октября 2015, 09:00 — , Институт евроатлантического сотрудничества

Международные последствия так называемого "украинского кризиса" не ограничиваются пределами Восточной Европы и вообще сегодняшним днем.

Среди прочего, нападение России на Украину разрушает логику Договора 1968 года о нераспространении ядерного оружия, цель которого - предотвращение создания, продажи и приобретения оружия массового поражения разными странами мира.

В середине 1990-х годов Украина отказалась от третьего на тот момент ядерного арсенала в мире, доставшегося ей в наследство от СССР, и присоединилась к Договору о нераспространении.

В качестве ответного шага трое из пяти постоянных членов Совбеза ООН - США, Россия и Великобритания - на Будапештском саммите СБСЕ в декабре 1994 года подписали с Киевом Меморандум о гарантиях безопасности (Memorandum on Security Assurances, "Будапештский меморандум"). В этом документе Москва, Вашингтон и Лондон, как три изначальных подписанта Договора о нераспространении, заверили Украину в ее территориальной целостности и политическом суверенитете.

Спустя 20 лет Россия нарушила бóльшую часть этих обещаний, аннексировав Крым и развернув гибридную войну на Донбассе. Де-факто Москва таким образом не только отказалась от соблюдения Будапештского меморандума, но и косвенно аннулировала Договор о нераспространении.

Многие обозреватели уже указывали на эту проблему сегодняшнего международного права, но не уделяли особого внимания косвенному вовлечению Пекина и Парижа в этот щепетильный вопрос нарушения системы мировой безопасности.

Китайское правительство, а также некоторые ведущие французские политики, своей неоднозначной оценкой действий России, по сути, помогают Кремлю подрывать режим нераспространения оружия массового поражения.

Сегодня мало кто помнит о заявлениях Парижа и Пекина, переданных Киеву двадцать лет назад, одновременно с Будапештским меморандумом.

Тем не менее, помимо США, России и Великобритании, два других члена Совбеза и официальные ядерные державы, в соответствии с Договором о нераспространении, тоже задекларировали свое уважение к политическому суверенитету и территориальной целостности Украины в отдельных правительственных документах.

Хотя Пекин был одним из участников соглашения 1994 года об упразднении ядерного арсенала Украины, сейчас он постоянно избегает формулировать какую-либо однозначную позицию по поводу недавнего поведения России, озвучивая лишь общие заявления о неприкосновенности государственных границ других стран.

Китай был единственным постоянным членом Совбеза ООН, который воздержался от голосования по поводу резолюции о территориальной целостности Украины на заседании Генассамблеи ООН 27 марта 2014 года, когда 100 стран осудили аннексию Крыма.

Пекин не поддержал эту резолюцию, несмотря на то, что 20 лет назад предоставил Киеву "Заявление Правительства КНР от 4 декабря 1994 года о предоставлении Украине гарантий безопасности".

В этом документе Пекин заявил, что "полностью понимает стремление Украины получить гарантии безопасности. [...] Китайское правительство постоянно выступает против практики оказания политического, экономического или другого давления в международных отношениях и утверждает, что споры и разногласия должны решаться мирным путем консультаций на равноправной основе. [...] Китай признает и уважает независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины".

Намеренно или нет, но Пекин своим поведением углубляет и без того серьезную трещину в системе глобальной безопасности.

Активизация политических контактов и экономических связей между Китаем и Россией с весны 2014 года противоречит духу Договора о нераспространении в целом и заявлению Правительства КНР от 1994 года в частности.

Китай своими действиями помогает Москве компенсировать потери от разрыва экономических связей с Западом и обеспечивает ей важную символическую поддержку на двусторонних и многосторонних саммитах.

Китайское правительство извлекает для себя геополитическую выгоду из нынешней изоляции Кремля и использует отстранение России от партнерских программ с Западом, чтобы расширить для себя возможности доступа к российскому сырью.

Практикуя эту корыстную тактику, Китай укрепляет общее впечатление о том, что официальные ядерные державы будут игнорировать основы режима нераспространения оружия массового поражения, если дело дойдет до защиты их узконациональных интересов.

Более того, Пекин делает это за счет государства, ядерный арсенал которого 20 лет назад превышал его собственный в несколько раз и которое добровольно отказалось от этого оружия.

Это недвусмысленный сигнал о том, что вместо того, чтобы следовать своим обещаниям и заявлениям, официальные ядерные державы - а такое впечатление производит не только Москва, но и Пекин, - в критический момент будут преследовать свои собственные интересы и игнорировать принципы нераспространения оружия массового поражения.

Кроме того, это проблема не только политических элит России и Китая.

В июле 2015 года группа из десяти французских парламентариев, большинство которых представляет республиканскую партию бывшего и, возможно, будущего президента Франции Николя Саркози, посетила оккупированный Крым.

Таким поступком эти консервативные депутаты нарушили санкции Запада против аннексии Крыма Россией, а также, косвенно, и Договор о нераспространении. Визит показал пренебрежительное отношение депутатов к данным Украине обещаниям о ее территориальной целостности, когда Киев в 1990-х присоединился к Договору о нераспространении и избавился от большого ядерного арсенала.

Поездка высоких представителей французской правоцентристской партии в Симферополь имела другое значение, чем прежние визиты лидеров маргинальных радикальных европейских партий.

Консервативные парламентарии Франции посетили полуостров, несмотря на то, что 5 декабря 1994 года Франция под руководством правоцентристского правительства во главе с Балладюром, в состав которого тогда входил и Саркози, издала "Заявление Франции о присоединении Украины к Договору о нераспространении".

Этим документом "Франция вновь заявляет о своей дальнейшей приверженности поддержке независимости и суверенитета и нынешних границ Украины, в соответствии с принципами Хельсинского заключительного акта и Парижской хартии для новой Европы.

Франция напоминает о своей приверженности принципам СБСЕ, согласно которым границы могут быть изменены только мирным путем и при взаимном согласии, и государства-участники обязуются воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединённых Наций".

Демонстративный коллаборационизм политиков ядерных держав - Китая и Франции - с Россией после того, как она официально аннексировала Крым и неофициально начала войну на Донбассе, дорого обходится не только Украине.

Продолжение, восстановление и даже укрепление официальных политических связей с нарушителем Договора о нераспространении многим сейчас может показаться возможным и прагматичным шагом.

Однако будущие поколения могут расценить сегодняшнее сотрудничество ведущих представителей стран-гарантов Договора о нераспространении с Кремлем как недопустимое отступление от основ режима нераспространения оружия массового поражения.

 

Автор: Андреас Умланд,

доктор философии,
старший научный сотрудник Института евроатлантического сотрудничества в Киеве 

Эндрю Киндер и Реми Буассоннас помогали в подготовке материала

Статья подготовлена VoxUkraine специально для "Европейской правды"

 Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.