Новая цена Brexit. Почему Центробанк Англии резко меняет свой курс

Вторник, 9 августа 2016, 11:50 — Виталий Шапран, Украинское общество финансовых аналитиков

В начале августа Комитет по монетарной политике Банка Англии принял решение снизить ставку Банка Англии с 0,50% до 0,25%. Однако снижением ставки дело не ограничилось: центральный банк Великобритании "атаковал рынок" целым комплексом мер.

Дополнительно с рынка будет выкуплено корпоративных облигаций на 10 млрд фунтов, а также облигаций правительства Великобритании на 60 млрд фунтов.

Общий объем стимулирующих мер с 2013 года будет доведен до 435 млрд фунтов.

Чем вызваны такие шаги? А главное, почему о них заговорили только сейчас?

Ведь проблемы, связанные с Brexit, были известны и ранее. Однако до недавнего времени в британском центробанке исключали возможность таких резких действий.

Танцы около нуля

Итак, Банк Англии не стал ждать ухудшения экономических прогнозов из-за Brexit и уже начал действовать.

Насколько велика потребность в его поддержке? Для того чтобы выход Великобритании из ЕС прошел без ущерба для экономики королевства, правительство будет нуждаться в монетарной опеке как минимум в ближайшие два года.

По мнению Банка Англии, падение фунта к основным мировым валютам приведет к ускорению инфляции, которая вероятно превысит значение цели в 2%.

Однако все не так просто. Формально беспокоясь о борьбе с инфляцией, Банк Англии расширяет пакет стимулирующих мер, который фактически направлен на устранение рисков роста безработицы.

Это может позволить даже получить выгоды от нового статуса. Рост инфляции выше таргета может обеспечить оживление экономики в краткосрочной перспективе, а девальвация фунта улучшить экспортный потенциал Великобритании.

Поэтому формально борьба с инфляцией превращается в создание механизмов, компенсирующих последствия Brexit.

ВВП Великобритании составляет примерно 15% от ВВП Европейского Союза, а тесные торговые отношения с ЕС после завершения выхода страны из сообщества не могут быть продолжены. Это стало ясно из воинствующей риторики еврочиновников, которые, похоже, оскорблены Brexit.

Помимо обозначенных комитетом по монетарной политике мер, Банк Англии собирается обеспечить британским банкам доступ к рефинансированию по ставке, близкой к 0,25%.

Очень вероятно, что банки и строительные общества не смогут даже за два года снизить ставки по депозитам до желаемого уровня, поскольку ставки по депозитной базе уже и так близки к нулю. Банк Англии не раскрывает пока данных о том, какой объем рефинансирования он готов выдать, но, очевидно, этот фактор ускорит падение ставок по депозитам в фунтах и может усилить девальвационные тенденции по фунту.

Впрочем, эффект нулевых ставок резко усложняет влияние стимулирующих мер на экономику Великобритании.

По предварительным оценкам, Банку Англии за два года придется потратить на стимулирующие меры минимум 0,5-0,8 трлн фунтов. Такой масштаб инъекций ликвидности доступен ему за счет "внутренних" резервов.

Основной плюс для Великобритании состоит в том, что у ЕЦБ ситуация вовсе не лучше и главный банк еврозоны уже пришел к необходимости прибегнуть к нулевой ставке, в то время как ставка Банка Англии еще не достигла нуля.

Смена курса

Набор мер, который осуществляет Банк Англии, относится к разряду классических, которые были не раз проверены на развитых рынках.

Тем не менее, валютный рынок к анонсам Банка Англии остался практически равнодушен. С 3 по 7 августа фунт к доллару снизился с 1,3325 до 1,3080 - это классическая реакция на снижение ставки, с той поправкой, что участники рынка пока не слишком верят в успех стимулирующих мер.

В то же время решение о снижении ставки Банка Англии указывает на тот факт, что в Европе начались тектонические сдвиги, решение комитета по монетарной политике от 3 августа 2016 года можно назвать историческим.

Банк Англии снизил ставку впервые с марта 2009 года.

Интрига состоит в том, что еще 13-14 июля комитет по монетарной политике Банка Англии сохранил базовую процентную ставку на уровне 0,5%.

На июльском заседании 8 из 9 членов комитета высказались за подтверждение процентной ставки на прежнем уровне, в пользу снижения до 0,25% выступал лишь внешний член комитета Банка Англии Гертьян Влиге. В июле Банк Англии также не стал менять объем программы покупки активов, оставив его на прежнем уровне в 375 млрд фунтов стерлингов.

Фактически это означало, что программа, средства которой были исчерпаны в октябре 2013 года, в июле была приостановлена.

И вдруг всего через две недели комитет меняет мнение, не только снижая ставку, но и принимая решение об инъекции в рынок ликвидности на 70 млрд фунтов.

Разительная перемена мнения была, скорее всего, обусловлена холодным душем из ЕС, который призвал станы-члены не оставлять торговых преференций для Великобритании.

А уже 5 августа неожиданно всплыла информация о наличии у Великобритании долга перед ЕС в сумме порядка 25 млрд евро, что для обеих сторон немного, но ЕС приостанавливает все процедуры выхода Великобритании из ЕС, пока долг не будет погашен.

Новая реальность требует новых мер от Центробанка Англии. Именно поэтому можно ожидать от него новых инициатив, предсказать которые еще недавно было невозможно. 

 

Автор: Виталий Шапран,

член исполкома
Украинского общества финансовых аналитиков (УОФА)

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.