E-государство или e-общество? В чем мы больше всего отстаем от Европы

В течение последних двух лет в рейтинге развития е-управления, который составляет Организация Объединенных Наций, Украина поднялась на 25 ступенек, с 87-го на 62-е место.
Стоит отметить, что государство внедрило предоставление обществу новых электронных услуг, которыми граждане Украины начали активно пользоваться; именно это позволило Украине улучшить свое место в рейтинге е-активности (e-participation) – с 77-го до 32-го.
Страна меняется. Все больше и больше информации и услуг становятся доступными гражданам в электронном формате.
Безусловно, самым большим успехом является создание электронной системы публичных закупок ProZorro.
2015 года Министерство юстиции ввело кабинет электронных сервисов. С начала 2016 года работает электронный кабинет налогоплательщика. Электронные петиции можно составлять на сайтах администрации президента, Кабмина и Верховной рады. Государственные структуры готовятся к запуску е-декларирования.
Прогресс, без сомнения, заметен.
Однако, несмотря на такое массовое внедрение электронных услуг, остается несколько общих вопросов, которые требуют внимания. Поскольку государство трансформируется и начинает оказывать все большее количество услуг в электронном формате, нужно также увеличить популярность и повысить доверие к электронным системам в обществе, которое является одним из наименее информатизированных в Европе.
Расширение доступа к сети
По данным компании Google, только немногим больше 60% украинцев пользуются интернетом.
Это относительно низкий показатель по сравнению с другими развитыми странами мира. В соседней Польше этот показатель достигает почти 80%, Мексике – 77%, Малайзии – 76%.
Соответственно, Украина находится в конце списка европейских стран по доступности к сети.
В Эстонии, которая является региональным лидером в е-администрировании, граждане имеют возможность голосовать во время выборов, используя интернет, на сегодняшний день 81% населения Эстонии пользуется интернетом, а 71% делает это ежедневно.
Доступ к интернету |
||||||
страна |
2016 |
2015 |
2014 |
2013 |
2012 |
|
Процент населения, имеющий доступ к интернету |
Украина |
61% |
56% |
56% |
52% |
47% |
Польша |
78% |
74% |
74% |
77% |
75% |
|
Германия |
82% |
83% |
82% |
81% |
80% |
|
Эстония |
81% |
76% |
77% |
77% |
n/d |
|
США |
81% |
81% |
79% |
82% |
78% |
|
Процент населения, каждый день пользующегося интернетом |
Украина |
52% |
44% |
43% |
38% |
31% |
Польша |
63% |
55% |
55% |
57% |
55% |
|
Германия |
68% |
64% |
62% |
59% |
56% |
|
Эстония |
72% |
64% |
65% |
65% |
n/d |
|
США |
70% |
64% |
63% |
66% |
56% |
В течение последних пяти лет количество пользователей интернета в Украине увеличилось почти вдвое, с 31% до 52% в 2016 году. Часть населения, которая пользуется интернетом ежедневно, постоянно растет, но все же этот процент – один из самых низких показателей среди европейских стран.
Для сравнения,
в Польше на сегодня 63% населения ежедневно пользуется интернетом, в Германии – 68%, а Финляндии – 77%.
В Варшаве для содействия развитию электронного управления и информатизации начиная с 2011 года существует министерство внедрения цифровых технологий, которое отвечает за разработку и внедрение программ и политик на государственном уровне, в том числе расширение доступа к сети в регионах.
Области с наименьшим уровнем доступа к интернету |
|||
число абонентов сети Интернет (тыс.) |
число жителей (тыс.) |
процент жителей-абонентов |
|
Украина |
14 722,4 |
42 692,3 |
34% |
Волынская |
291,2 |
1 042,9 |
28% |
Днепропетровская |
850,6 |
3 246,4 |
26% |
Донецкая |
1 033,8 |
4 257,1 |
24% |
Тернопольская |
253,7 |
1 063,8 |
24% |
Полтавская |
327,9 |
1 434,8 |
23% |
Ровенская |
271,7 |
1 161,6 |
23% |
Херсонская |
241,4 |
1 060,1 |
23% |
Хмельницкая |
291,6 |
1 291,9 |
23% |
Сумская |
237,8 |
1 109,3 |
21% |
Черновицкая |
165,1 |
909,2 |
18% |
Кировоградская |
190,4 |
970,2 |
20% |
Ивано-Франковская |
256,5 |
1 381,3 |
19% |
Закарпатская |
239,9 |
1 258,6 |
19% |
Луганская |
352,6 |
2 201,6 |
16% |
По данным Госстата и Нацкомиссии связи, в среднем 34% жителей Украины имеют доступ к интернету. Более низкий показатель по сравнению с данными Google связан с тем, что часто один договор используется в пределах одного домохозяйства.
Однако можно прийти к выводу, что есть существенная разница между процентом пользователей интернета в разных регионах Украины, соответственно, в менее развитых регионах меньше таких пользователей.
Правительству нужно поддерживать развитие информатизации наименее развитых областей, а именно: Черновицкой, Закарпатской, Ивано-Франковской, Кировоградской, Сумской, Херсонской или Черниговской.
Нужно популяризировать использование современных технологий
Интересным примером может быть анализ использования населением кредитных и платежных карт.
По состоянию на середину 2016 года количество карт в обращении, по данным Национального банка Польши (далее – НБП), составило 35,3 млн. По данным Национального банка Украины, в обращении было 30,9 млн активных карт (использованных в течение последних 3 месяцев) и 57,5 млн всех эмитированных банками платежных карточек, срок действия которых не истек.
То есть разница в количестве активных пользователей в двух странах незначительна, однако в Украине почти половина выпущенных карт не используется.
Использование платежных карт в Польше и в Украине |
||
Польща |
Україна |
|
количество карт |
35,3 млн |
30,8 млн (57,5 млн) |
число платежей по картам в 2015 г. |
3 306 млн |
1 287 млн |
сумма платежей по картам в 2015 г. |
$ 121,4 млрд |
$ 14,2 млрд |
количество банкоматов (2015) |
22 301 |
33 334 |
количество терминалов (2015) |
364 186 |
131 264 |
В 2015 году поляки, по сравнению с украинцами, потратили в 8 раз больше средств во время расчетов с использованием электронных денег.
По данным польского центробанка, в стране уже почти 80% всех расчетов происходит с помощью карт.
О том, что украинцы отдают предпочтение наличным, свидетельствует большее количество банкоматов (почти на 50%) по сравнению с Польшей.
Дополнительным подтверждающим фактором, что население предпочитает наличные, является то, что в Украине втрое меньше терминалов для расчетов картами по сравнению с соседней Польшей. Поляки гораздо чаще рассчитываются картами, чему также способствует доступная инфраструктура.
![]() |
В Кракове, например, карточкой можно рассчитаться, даже покупая билет в некоторых автобусах. В других видах общественного транспорта билет можно купить за наличные в автомате, который находится в автобусе, и не нужно передавать наличные водителю.
Итак, вместе с развитием электронного управления в Украине необходимо развивать возможности доступа к сети, прежде всего за пределами областных центров.
Это позволит, во-первых, ускорить развитие бизнеса, хотя бы посредством свободного доступа к электронному банкингу и возможности безналичных переводов, а также через создание и использования сайтов, которые зачастую остаются еще неисследованной территорией для локальных производителей.
Во-вторых, информатизация позволит результативнее бороться с коррупцией с помощью прозрачного мониторинга переводов средств. В мае 2016 года Европейский центральный банк (ЕС) сообщил, что приостанавливает эмиссию банкнот номиналом 500 евро, поскольку они очень редко использовались в повседневной жизни, а чаще были предметом в нелегальных расчетах.
В-третьих, расширение доступа к сети позволит большему количеству украинцев, прежде всего из отдаленных районов страны, использовать услуги правительства в электронном формате.
По данным польской статистической службы, уже в 2014 году более 92% предприятий использовало электронные системы е-администрирования, не тратя времени на посещение государственных учреждений, а каждое пятое предприятие отправляло заказы через сеть.
![]() |
Автор: Матеуш Бялас,
аналитик Школы управления
Украинского католического университета
Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора