Украина без мусора: шесть рецептов от ЕС

Среда, 30 ноября 2016, 09:08 — Раймонд Маде, Европейский институт экономики окружающей среды (Австрия)
Фото regions4recycling.eu

Как построить эффективную систему обращения с твердыми бытовыми отходами, чтобы навсегда забыть о свалках?

Пытаясь найти ответ на этот вопрос, Украина имеет преимущество перед Европейским Союзом.

У Евросоюза, когда он начинал свой путь к свободной от мусора окружающей среде, не было ни своего, ни чужого опыта. Украина же имеет возможность не повторять чужие ошибки и использовать несколько простых приемов, которые очень хорошо показали себя в ЕС.

Прием первый – раздельный сбор твердых бытовых отходов, должен стать таким же привычным для населения, как правила личной гигиены. Без элементарных правил гигиены – чистить зубы, мыть руки, и т.д. нет смысла в системе здравоохранения.

Так же и без раздельного сбора бытовых отходов, большую часть которых составляет потребительская упаковка, нет смысла строить эффективную систему обращения с твердыми бытовыми отходами.

ЕС ставит себе амбициозную задачу - собирать к 2030 году раздельно практически все твердые бытовые отходы и использовать их опять в экономическом цикле.

Прием второй – ответственность производителя за свой товар должна распространяться не только на его качество и безопасность, но и на упаковку, в которую он упакован.

Следует создать такие условия, чтобы производители и импортеры были обязаны забирать на переработку раздельно собранную жителями упаковку. Для этого следует создавать организации расширенной ответственности производителей – организации РОП.

Именно организации РОП, которые субсидируются производителями, должны решать проблему сбора отходов упаковки. Дело в том, что потребительская упаковка не вызывает интереса у рынка, поскольку ее сбор у населения, сортировка и доставка в места переработки – очень дорогой и неприбыльный процесс.

Поэтому, чтобы наладить сбор потребительской упаковки и ее доставку на перерабатывающие предприятия, нужны дополнительные денежные ресурсы. Сам на себя рынок сбора потребительской упаковки не работает. Нужны вложения финансов в это дело, субсидирование этого процесса.

Прием третий – организации РОП должны быть частными и работать на рыночных условиях.

В ЕС есть лишь две страны – Венгрия и Хорватия – где созданы государственные организации, которые собирают деньги от производителей и собираются что-то организовывать. Они недавно начали работать и, трудно сказать, закончится ли все это успехом.

Поэтому в Европейском Союзе доминирующей моделью остается организация расширенной ответственности, которая не имеет отношения к государству и создана частным бизнесом и финансируется не за счет налогов, а за счет взносов производителей и импортеров.

Прием четвертый – следует заинтересовать население осуществлять раздельный сбор отходов упаковки, используя два механизма. Первый – финансовый, второй – образовательный.

Суть финансового механизма состоит в том, что жители должны понимать, что за вывоз смешанных, неразделенных отходов, будут платить, а за вывоз раздельно собранных не будут – поскольку заплатит организация РОП. Но думаю, что один этот стимул не будет работать.

Следует взывать к ответственности и распространять экологические знания, как и знания о материалах, из которых состоит упаковка. Человек должен четко разбираться в видах упаковки, чтобы правильно сортировать бытовые отходы. Всем комплексом коммуникаций с населением должна заниматься система РОП.

Прием пятый – важно обеспечить участие всех производителей и импортеров в организациях РОП.

Для бизнеса не так уж и важно, какой будет цена за решение задачи раздельного сбора и переработки отходов упаковки. Главное, чтобы все были равны!

И соответственно - все платили за свое членство в РОП! Наихудшая ситуация для бизнеса та, когда некоторые платят, а некоторые  – нет.

В этом случае тот, кто не платит, получает преимущество в конкуренции, а того, кто честно платит, это дискриминирует. Неравные условия для конкуренции недопустимы для бизнеса.

Среди членов Евросоюза есть страны, где работает единственная организация РОП. В этом случае нет проблем с контролем участников рынка.

РОП видит, какие продукты продаются в магазинах, и легко может проследить, является ли производитель или импортер участником единственной в стране РОП или же ведет себя как фрирайдер.

Но есть также страны, где функционирует несколько организаций РОП. Организации РОП конкурируют друг с другом за клиентов и не общаются между собой. Клиент может говорить одному, что он клиент другого и в то же время может не быть в РОП вообще.

В таких случаях нужно, как показывает практика, создавать зонтичную организацию – еще одного игрока на рынке услуг РОП, который будет координировать все организации РОП, особенно на рынках больших стран. Создание зонтичной организации для РОП – это шестой прием.

Нельзя ставить задачу РОП собирать 100% упаковки, надеяться на быстрые рецепты.

Как показывает опыт ЕС, всегда найдутся 10-15 процентов людей, которые никогда не будут собирать раздельно бытовые отходы.

Не случайно Евросоюз ставит себе задачу достичь в будущем уровня переработки упаковки в 85%, но никак не 100%.

За 25 лет усилий, которые предпринимаются в ЕС, Германия достигла уровня 63% переработки твердых бытовых отходов. Вместе с тем, в некоторых странах, таких как Латвия, Румыния, Болгария переработка находится на таком же уровне, как и в Украине  - то есть не очень развита.

Например, Латвия получит дополнительные 5 лет, чтобы достичь уровня 85% переработки – для этой страны в качестве граничного года определен не 2030-й, как для остальных стран, а 2035-й год.

Таким образом, формула свободной от бытового мусора и свалок страны выглядит так:

раздельный сбор бытовых отходов  + расширенная ответственность производителя.  

Остальное – нюансы.

 

Автор: Раймонд Маде,

исполнительный партнер

Европейского института экономики

окружающей среды (EIEE), Австрия

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: