Brexit de jure. Станет ли английский суд менее популярным?

Среда, 15 февраля 2017, 09:23 — , "Астерс"
Фото WSJ

2 февраля 2017 года, после успешного голосования в поддержку Brexit в Палате общин, правительство Великобритании обнародовало White Paper – генеральный план действий в связи с выходом страны из ЕС (Brexit).

Английское правительство планирует получить окончательное одобрение парламента и подать заявление о выходе из ЕС не позже марта 2017 года, что будет означать собственно "выход" к марту 2019 года.

Для многих бизнесменов со всего мира это означает следующее - до марта 2019 года Великобритания сохранит нынешнюю правовую систему.

А что же изменится в 2019 году? Очень многое.

Brexit автоматически исключит с 2019 года применение в Великобритании только норм права ЕС (acquis). К примеру, такие базовые директивы, как Markets in Financial Instruments (MiFID) или Undertakings for Collective Investment in Transferable Securities (UCITS), формально должны утратить силу для Великобритании.

С другой стороны, продолжают применяться нормы и источники английского права, даже основанные на праве ЕС, например английский "закон о защите прав потребителей", Unfair Terms in Consumer Contracts Regulations 1999, хотя он и основан на директиве 93/13/ЕЕС.

На самом деле, английское правительство, скорее всего, постарается избежать резких законодательных изменений. Даже в отношении acquis White Paper предлагает принять единый закон, the Great Repeal Act, которым европейское acquis будет инкорпорировано в английское право.

Все это делает актуальным вопрос - какие последствия Brexit будет иметь для пользователей английской системы правосудия? А учитывая, как популярен английский суд в Украине, этот вопрос актуален и для отечественного бизнеса. 

По большому счету, Brexit означает две вещи:

  • не будут применяться регламенты ЕС по подсудности, признанию решений и применимому праву (Recast Brussels, Rome I, Rome II);
  • Суд ЕС перестанет быть высшей судебной инстанцией для английских судов, а его решения перестанут быть обязательными при толковании европейского права.

Наиболее чувствительной, вероятно, будет утрата силы Recast Brussels Regulation (Regulation 1215/2012 on jurisdiction and the recognition and enforcement of judgments in civil and commercial matters), который регулирует вопросы подсудности и международного признания решений.

Первостепенное значение будет иметь выход Великобритании из режима упрощенного признания английских судебных решений в странах ЕС.

Огромную часть практики английских коммерческих судов составляют международные дела, в которых стороны рассчитывают на исполнение решения за пределами Англии. Теперь же эти решения придется признавать в общем порядке, путем достаточно длительного и сложного процесса, причем в каждой отдельной юрисдикции. То же самое касается и очень популярных приказов английских судов об обеспечении иска.

В аспекте подсудности Англия выйдет из единой системы, установленной Регламентом, и английские суды снова будут принимать дела на основании английского права и собственного усмотрения.

Вероятно, более частыми станут параллельные производства в судах ЕС и Англии, а также споры о том, какой суд в таком случае должен "уступить" юрисдикцию и приостановить производство.

К примеру, украинский Фонд гарантирования вкладов уже длительное время обещает инициировать большие международные дела против бывших владельцев банков в связи с выводом активов таких банков. С 2019 года такие дела смогут, вероятно, инициироваться параллельно в Англии и на континенте.

Наконец, еще одним аспектом Брюссельского регламента является признание исключительной подсудности суда, выбранного соглашением сторон (choice of court agreement). Если регламент утратит силу для Великобритании, увеличится риск, что

суды ЕС не захотят передавать споры в английские суды на основании соглашения сторон.

Тем не менее, английская система правосудия в данном случае является классическим примером принципа "too big to fail": слишком много международных контрактов регулируются английским правом и выбирают английские суды. Например, большая часть договоров финансирования, заключенных украинскими заемщиками с международными кредиторами, предусматривала как раз английское право и английский суд (часто в связке с арбитражем).

Скорее всего, Великобритании удастся достигнуть соглашения о какой-то форме замены Брюссельского регламента, например, путем применения Конвенции Лугано 2007 года, которая устанавливает аналогичные брюссельским правила для стран, которые не являются членами ЕС: Исландии, Лихтенштейна, Норвегии, Швейцарии. Или же для Великобритании ЕС установит отдельные правила по результатам переговоров.

Наконец, определенная часть судебной загрузки может перейти в арбитражи, ведь исполнение их решений и приказов основывается на Нью-Йоркской конвенции 1959 года и не зависит от действительности Регламента.

Что касается выбора английского права в контрактах, то Brexit вряд ли окажет здесь существенное влияние. Даже если Регламент Rome I (Regulation 593/2008 on the law applicable to contractual obligations) утратит силу, правила самого английского права в этой сфере ему в целом соответствуют.

Другая ситуация может сложиться в обязательствах внедоговорной природы, которые регулируются Rome II (Regulation 864/2007 on the law applicable to non-contractual obligations). По английскому законодательству (Private International Law (Miscellaneous Provisions) Act 1995) такие обязательства регулируются правом места совершения деликта, в то время как по Rome II – правом места причинения ущерба.

До конца не понятные последствия будет иметь также выход английских судов из-под юрисдикции Европейского суда (European Court of Justice).

Это означает, что решения ECJ более не будут обязательными для английских судов. К примеру, такой инструмент, как международный запрет подачи иска – anti-suit injunction, был признан незаконным именно решением ECJ в деле Allianz SpA and Generali Assicurazioni Generali SpA v West Tankers Inc. (С-185/07). Теперь, в связи с утратой решениями ECJ обязательной силы, он может "воскреснуть".

В целом, начиная с 2019 года, неопределенность в делах, связанных с английской юрисдикцией, может сильно возрасти.

По этой причине стоит уже сейчас:

1. В контрактах, которые потенциально могут рассматриваться английскими судами, явным образом согласовывать применимое право и порядок разрешения споров.

2. По возможности инициировать любые процессы в английских судах поскорее, чтобы основные моменты неопределенности оказались уже пройденными к 2019 году.

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.