Капитуляция "Газпрома". Что означает компромисс в антимонопольном споре с ЕС

Николай Алексюк, "Ильяшев и Партнеры" _ Пятница, 17 марта 2017, 09:01
Версия для печати Комментарии
Фото neweurope.eu

Большой антимонопольный спор Еврокомиссии и "Газпрома" подходит к развязке. 13 марта Европейская комиссия обнародовала предложения "Газпрома" относительно решения проблем конкуренции на газовом рынке в Центральной и Восточной Европе.

Стоит напомнить: это одно из крупнейших антимонопольных дел в ЕС, непосредственно влияющее и на Украину.

В сентябре 2011 года Еврокомиссия проинспектировала офисы ряда компаний Центральной и Восточной Европы, которые действуют на рынках поставки, транспортировки и хранения газа, с целью расследования потенциальных антиконкурентных согласованных действий и нарушений правил конкуренции, определенных статьями 101 и 102 Договора о функционировании Евросоюза (2010/Сек 83/01).

"Газпром" обвинили в антимонопольных действиях в восточноевропейских странах, где доля российского газа составляет от 50% до 100%.

Вполне естественно, что в процессе расследования должностными лицами Еврокомиссии был проведен анализ договоров, заключенных с российским "Газпромом", который является основным поставщиком природного газа в центрально- и восточноевропейские государства (доля "Газпрома" на рынке газоснабжения в этих странах).

В 2015 году были обнародованы предварительные выводы о нарушении "Газпромом" законодательства ЕС в сфере защиты экономической конкуренции на рынках газоснабжения Болгарии, Чешской Республики, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литвы, Польши и Словакии.

Еврокомиссия выделила три блока нарушений конкурентного законодательства:

- применение "Газпромом" территориальных ограничений, закрепленных в договорах поставки природного газа: "Газпром" самостоятельно определяет пункты поставки природного газа в стране-импортере, а импортеру запрещается осуществлять реэкспорт газа в третьи страны по собственному усмотрению;

- несправедливое ценообразование: в пяти странах (Болгария, Эстония, Латвия, Литва и Польша) "Газпром" в одностороннем порядке установил цены на природный газ в размере, который необоснованно превышает себестоимость его добычи и средневзвешенные цены для других потребителей;

- установление в договорах поставки природного газа дополнительных обязанностей для покупателей, которые по своему содержанию не касаются соответствующих правоотношений (в двух странах – Болгария и Польша).

Например, цены и объемы поставок природного газа ставились в зависимость от осуществления инвестиций в проекты газотранспортной инфраструктуры "Газпрома", передачи контроля российскому монополисту на национальную газотранспортную систему.

Нарушения ограничили свободную торговлю природным газом и привели к установлению необоснованно высоких цен – как для газовых компаний, так и для конечного потребителя.

Попутно следует заметить, что законодательство Европейского Союза предусматривает жесткие санкции за нарушение правил экономической конкуренции – максимальный размер штрафа может достигать 10% от годового оборота компании, что в случае "Газпрома" может составить колоссальные $10 млрд.

Очевидно, руководство российского газового монополиста решило, что экономически более целесообразным будет пойти на некоторые уступки западным партнерам в обмен на лояльность со стороны европейского регулятора.

14 февраля 2017 года "Газпром" направил Европейской комиссии свои предложения по урегулированию спорной ситуации. В частности, "Газпром" обязался:

- Разрешить реэкспорт газа, отменив соответствующие пункты заключенных контрактов.

- Усовершенствовать порядок формирования цены на природный газ – в том случае, если сторона обоснует существенные изменения цен на рынке природного газа в сравнении с ценами, которые существовали на момент подписания договора, она вправе требовать пересмотра цены на газ; также будет существовать возможность инициировать процедуру пересмотра цены на газ, если она существенно превышает средневзвешенную цену импорта природного газа в Германии, Франции и Италии.

- Усовершенствовать порядок пересмотра цены на газ, стороны будут иметь право инициировать пересмотр цены каждые два года и право внеочередного пересмотра цены один раз в пять лет (сейчас пересмотр цен возможен один раз в три года, а в некоторых контрактах такое право не предусматривается вообще).

- Дать возможность покупателям определять удобные пункты поставки природного газа, что в дальнейшем упростит процедуру реэкспорта в другие страны.

- Отказаться от претензий к Болгарии в части взыскания убытков за выход из проекта строительства "Южного потока".

- Ввести институт уполномоченного по вопросам мониторинга надлежащего исполнения сторонами взятых на себя обязанностей – лица, которое будет осуществлять беспристрастный надзор за выполнением сторонами (в первую очередь "Газпромом") взятых на себя обязательств.

Еврокомиссия положительно восприняла предложения "Газпрома", признав их достаточными для устранения нарушений конкурентного законодательства. Сейчас они рассматриваются покупателями природного газа – потребители могут представить Европейской комиссии свои комментарии и возражения, от которых в основном и будет зависеть окончательное решение регулятора.

Беспристрастный анализ предложенных изменений действительно свидетельствует о возможном развитии конкурентной среды на европейском рынке энергоносителей.

Хотя принципиальная позиция западных партнеров "Газпрома" может существенно осложнить процесс их реализации, однако даже частичное выполнение "Газпромом" своих обязательств коренным образом изменит ситуацию на газовом рынке ЕС. Прежде всего, он станет более конкурентным, что делает невозможным использование газа в качестве геополитического оружия.

Повлияет ли это на Украину? Хотя мы не являемся членом ЕС, впрочем, частично эффект от этих изменений почувствует и Украина. И этот потенциальный эффект можно с осторожностью назвать положительным.

У "Нафтогаза" появится возможность дешевле покупать российский газ, но окончательная его цена будет зависеть от конкретных цен и условий, которые будут закреплены в новых договоренностях между "Газпромом" и его партнерами в Восточной и Центральной Европе.

Но и это не все! Право реэкспорта послужит для Украины дополнительным предохранителем в случае окончательного разрыва торговых отношений с Российской Федерацией. У Киева появится возможность выбора надежного и предсказуемого поставщика природного газа.

В то же время усовершенствованный порядок формирования и пересмотра цен для партнеров "Газпрома" сможет служить предпосылкой для пропорционального снижения стоимости природного газа для Украины в случае его реэкспорта.

Наконец, субъекты хозяйствования могут руководствоваться выводами Еврокомиссии в деле "Газпрома" в качестве ориентира недопустимого антиконкурентного поведения на том или ином товарном рынке.

 

Автор: Николай Алексюк,

адвокат ЮФ "Ильяшев и Партнеры"

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

 

21:02
Европарламент призвал Цукерберга прибыть для объяснений об утечке данных в Facebook
20:36
Германия будет просить США освободить ее компании от санкций против РФ - СМИ
20:23
Парламент Британии хочет отчета правительства об отказе от таможенного союзе с ЕС
19:51
Мэр Неаполя не хочет видеть в порту субмарину США, обстрелявшую Сирию
19:16
Хорватские депутаты покинули Сербию после того, как националист Шешель растоптал флаг
18:43
Украина ожидает от НАТО подтверждения статуса страны-аспиранта на саммите в июле
18:12
В НАТО считают, что ПДЧ не повлияет на уровень военного сотрудничества с Украиной
17:50
РФ подала Италии запрос о допросе арестованного нацгвардийця Маркива – нардеп
17:37
Верховный суд Испании подтвердил 535-летний тюремный срок для боевиков ЭTA
17:10
Меркель поддержала план Макрона по реформе ЕС, кроме вопроса еврозоны
ПУБЛИКАЦИИ
Сергей Сидоренко, Юрий Панченко, Европейская правда

На пороге торговой войны: Украина и ЕС вышли на новый этап спора о лесе-кругляке

На днях Украине придется принять непростое решение. Его последствия могут оказаться болезненными для страны или лично для президента. Евросоюз уже написал в Киев письмо, в котором описал несколько вариантов и предупредил, что "замолчать" проблему не получится...

Сергей Сидоренко, Европейская правда

Заместитель генсека НАТО: В решении саммита Альянса точно будет говориться об Украине

Роуз Геттемюллер: "У вас все сконцентрированы на обертке, на форме! Все спрашивают: а будет ли у нас ПДЧ? Я вообще не вижу для вас необходимости так беспокоиться о получении Плана действий относительно членства. Годовые национальные программы ведут вас тем же путем..."







Грант Микаелян, научный сотрудник Института Кавказа

Армянский формат революции: к чему приведут протесты в Ереване

Эти акции наверняка не приведут к смене власти. Однако они обязательно приведут, точнее, уже привели к переформатированию оппозиции. Сейчас оппозиция – это те, кто на площадях и улицах с Николом Пашиняном. Как Пашинян может это капитализировать, пока неясно...

Анатолий Марциновский, Европейская правда

Частичный пересмотр "дружбы" с Россией: почему президент загоняет себя в ловушку

Проблем инициативе добавляют обоснованные подозрения в реализации президентской командой очередной политтехнологии. К слову, не слишком удачной уже на старте, ведь Порошенко таким образом сам привлек внимание к собственной продолжительной толерантности к договору о дружбе со страной-агрессором.


АВТОРИЗАЦИЯ


ВОЙТИОТМЕНИТЬ
Вы можете войти под своим акаунтом в социальных сетях:
Facebook   Twitter