ЕС привлечет "стукачей": новая антимонопольная практика единой Европы

Николай Алексюк, "Ильяшев и Партнеры" _ Вторник, 28 марта 2017, 09:20
Версия для печати Комментарии
Фото The Huffington Post
Еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер

Европейская комиссия объявила о внедрении нового сервиса анонимных сообщений (anonymous whistleblower tool) о возможных картельных сговорах и других видах согласованных действий.

Еврокомиссия позиционирует новый сервис как дополнение к уже действующей программе освобождения от ответственности за согласованные действия leniency.

Принципиальное отличие – если программа leniency была создана для юридических лиц, то сервис анонимного сообщения позволит обращаться к антимонопольному регулятору физическим лицам, владеющим информацией о нарушениях антимонопольного законодательства.

То есть Еврокомиссия рассчитывает получать информацию о нарушении антимонопольного законодательства не только от руководства компаний-нарушителей, но и от работников низшего уровня. Более того, ожидается, что

в основном такая информация будет поступать от сотрудников предприятий, которые участвуют в сговоре.

Именно поэтому вполне логичным является предоставление возможности сообщать о нарушениях в анонимной форме – для обеспечения безопасности такого работника.

Насколько это соотносится с украинским законодательством? Аналог программы leniency был введен в Украине в 2012 году при принятии "Порядка освобождения от ответственности" Антимонопольного комитета Украины.

Однако эта программа отнюдь не является эффективной, в том числе из-за отсутствия возможности обеспечения анонимности. Украинские субъекты хозяйствования, заботясь о собственном имидже (среди других участников картельного сговора), не желают сообщать АМКУ об участии в антиконкурентных согласованных действиях.

В этом контексте возможность анонимного "общения" с контролирующим органом может стать действенным механизмом защиты экономической конкуренции в Украине. Именно поэтому опыт применения нового европейского инструмента крайне интересен для нас.

Ведь экономическая теория и правоприменительная практика определяют картельные сговоры одними из самых опасных явлений для конкуренции. Таким сговорам присущи негласность и неформальность, а участники картеля обычно получают сверхприбыли от согласованных действий. Именно поэтому органы антимонопольного регулирования направляют значительные усилия на расследование картелей.

Впрочем, стоит признать: сейчас возможностей для борьбы с картелями в Украине существенно меньше, чем в ЕС.

Основными механизмами борьбы с ними является установление чрезвычайно высоких экономических санкций (определенный процент от годового оборота участника картельного сговора), персональная ответственность менеджмента участников согласованных действий (административная или уголовная ответственность) и внедрение программы освобождения от ответственности участников картеля, которые были среди первых, кто сообщил конкурентному ведомству о факте картельного сговора и оказывал содействие в процессе расследования соответствующего дела.

Бесспорно, борьба с картелями может быть эффективной лишь в случае разумного сочетания указанных методов. При этом меры государственного воздействия не должны носить чисто формальный характер, а быть реальным рычагом воздействия на субъектов хозяйствования.

Ярким примером абсолютно неработающего механизма в области защиты от антиконкурентных согласованных действий в Украине является уровень персональной ответственности руководителей предприятий. Согласно Кодексу Украины об административных правонарушениях, совершение действий, связанных со злоупотреблением монопольным положением на рынке, заключение неправомерных соглашений карается штрафом в размере 510 гривен.

Для сравнения,

во многих других странах предусмотрена уголовная ответственность для менеджеров компаний – участников картеля.

По статистике, 87% приговоров, выносимых судами Соединенных Штатов Америки по картельным делам, предусматривают наказание в виде лишения свободы. При этом средний срок лишения свободы составляет 31 месяц.

Разница, без преувеличения, колоссальная. И это при том, что несмотря на высокие штрафы и угрозу персональной ответственности, борьбу с картелями в США и ЕС до сих пор нельзя назвать успешной. Перспективы получения сверхприбылей слишком привлекательны, чтобы воздерживаться от совершения согласованных действий и вступления в картельный сговор.

Следовательно, антимонопольные регуляторы находятся в постоянном поиске новых методов борьбы с нарушителями законодательства о защите экономической конкуренции. И этим новым механизмом должен стать сервис анонимных сообщений.

Возвращаясь к Украине, стоит признать, что отечественное законодательство требует дальнейшего совершенствования механизмов борьбы с картелями. Поэтому использование в Украине процедуры анонимного сообщения может стать качественным дополнением программы leniency, которая пока не дает желаемого результата.

В то же время не стоит полагаться только на этот инструмент – усиление борьбы с картелями в Украине должно носить комплексный характер.

 

Автор: Николай Алексюк,

адвокат ЮФ "Ильяшев и Партнеры"

Публикации в рубрике "Экспертное мнение" не являются редакционными статьями и отражают исключительно точку зрения автора

21:02
Европарламент призвал Цукерберга прибыть для объяснений об утечке данных в Facebook
20:36
Германия будет просить США освободить ее компании от санкций против РФ - СМИ
20:23
Парламент Британии хочет отчета правительства об отказе от таможенного союзе с ЕС
19:51
Мэр Неаполя не хочет видеть в порту субмарину США, обстрелявшую Сирию
19:16
Хорватские депутаты покинули Сербию после того, как националист Шешель растоптал флаг
18:43
Украина ожидает от НАТО подтверждения статуса страны-аспиранта на саммите в июле
18:12
В НАТО считают, что ПДЧ не повлияет на уровень военного сотрудничества с Украиной
17:50
РФ подала Италии запрос о допросе арестованного нацгвардийця Маркива – нардеп
17:37
Верховный суд Испании подтвердил 535-летний тюремный срок для боевиков ЭTA
17:10
Меркель поддержала план Макрона по реформе ЕС, кроме вопроса еврозоны
ПУБЛИКАЦИИ
Сергей Сидоренко, Юрий Панченко, Европейская правда

На пороге торговой войны: Украина и ЕС вышли на новый этап спора о лесе-кругляке

На днях Украине придется принять непростое решение. Его последствия могут оказаться болезненными для страны или лично для президента. Евросоюз уже написал в Киев письмо, в котором описал несколько вариантов и предупредил, что "замолчать" проблему не получится...

Сергей Сидоренко, Европейская правда

Заместитель генсека НАТО: В решении саммита Альянса точно будет говориться об Украине

Роуз Геттемюллер: "У вас все сконцентрированы на обертке, на форме! Все спрашивают: а будет ли у нас ПДЧ? Я вообще не вижу для вас необходимости так беспокоиться о получении Плана действий относительно членства. Годовые национальные программы ведут вас тем же путем..."







Грант Микаелян, научный сотрудник Института Кавказа

Армянский формат революции: к чему приведут протесты в Ереване

Эти акции наверняка не приведут к смене власти. Однако они обязательно приведут, точнее, уже привели к переформатированию оппозиции. Сейчас оппозиция – это те, кто на площадях и улицах с Николом Пашиняном. Как Пашинян может это капитализировать, пока неясно...

Анатолий Марциновский, Европейская правда

Частичный пересмотр "дружбы" с Россией: почему президент загоняет себя в ловушку

Проблем инициативе добавляют обоснованные подозрения в реализации президентской командой очередной политтехнологии. К слову, не слишком удачной уже на старте, ведь Порошенко таким образом сам привлек внимание к собственной продолжительной толерантности к договору о дружбе со страной-агрессором.


АВТОРИЗАЦИЯ


ВОЙТИОТМЕНИТЬ
Вы можете войти под своим акаунтом в социальных сетях:
Facebook   Twitter