Глава миссии EUBAM: «Мы видим усиление на границе с Молдовой, мы тоже там присутствуем»

Пятница, 17 июля 2015, 14:07 — Сергей Сидоренко, Европейская правда

С 18 июля миссия ЕС по приграничной помощи Украине и Молдове (EUBAM) будет работать без руководителя – нынешний ее глава Франческо Бастальи, который приступил к работе лишь весной 2014 года, уже в мае 2015 года объявил, что намерен уйти с должности.

Причины своей отставки он не детализирует, уверяя лишь, что речь идет о личных, а не о рабочих мотивах. А для того, чтобы неожиданная отставка не помешала работе миссии, Бастальи остался в Одессе, где расположена штаб-квартира EUBAM, еще на два месяца. Скоро ЕС должен определить нового дипломата, ответственного за деятельность на украинско-молдавской границе, а 17 июля был последний рабочий день Бастальи в Украине.

Учитывая, что перед отставкой дипломаты порой становятся более открытыми, "Европейская правда" пообщалась с руководителем европейской миссии о ситуации на границе и реформах в сфере ответственности EUBAM.

* * * * *

– Ситуация на границе за время вашей работы существенно изменилась. Было немало сообщений, что Украина отказывает в пересечении границы большому числу людей, которые едут из Молдовы.

– Изменения есть, но они касаются именно приднестровского участка границы. Мне не известно, чтобы на других частях границы были похожие изменения, кроме разве что сезонных колебаний.

В то же время на приднестровском участке Украина из соображений безопасности – и это можно понять – установила более жесткий контроль.

Строгие меры распространяются в основном на обладателей российских паспортов. Мужчинам в возрасте от 18 до 60 лет, которые пытаются въехать в Украину, приходится проходить две линии контроля. Но это Украина сделала не по нашему совету. Это внутреннее решение, которое вполне объяснимо, учитывая ситуацию в регионе.

С конца года мы почти вдвое увеличили свое присутствие на приднестровском участке границы. Это пришлось сделать по трем причинам. Во-первых, чтобы убедиться, что даже при усиленной процедуре контроля ее качество будет соответствовать европейским требованиям и правилам. Вторая цель – собирать реальную информацию о ситуации на границе, в частности – для европейских правительств.

И есть третий мотив – предотвратить опасное развитие событий.

Также очевидно, что когда на месте есть много представителей ЕС, то стороне, которая, вероятно, планирует некорректные действия на границе, придется задуматься, стоит ли это делать сейчас.

– Насколько эти изменения повлияли на отказы во въезде иностранцев в Украину?

– Во-первых, количество людей, пересекающих границу, за последние полтора года само по себе существенно снизилось.

А число тех, кому отказали во въезде из-за двойного контроля, достаточно невелико – 0,8–1,2%.

Хотя эта доля сильно колеблется. К примеру, в конце апреля с украинской стороны было значительно больше отказов во въезде – очевидно, из-за ожиданий, связанных с годовщиной одесской трагедии.

– Тирасполь обвиняет Украину в блокаде движения товаров. Правда ли это?

– В сентябре прошлого года действительно были проблемы – в связи с более жесткой позицией Украины и Молдовы на непродолжительный период были сложности с ввозом в Приднестровье любых товаров.

Но когда это произошло, многие, в том числе ЕС, выразили свою обеспокоенность Киеву и Кишиневу, и ситуация улучшилась. Сейчас подавляющее большинство товаров пересекает границу так, как и раньше, но есть исключение: подакцизные товары, то есть сигареты и алкоголь.

Украина запретила ввоз этих товаров через приднестровский участок, это разрешено только на  других частях молдавской границы. Приднестровье говорит, что это – нарушение мировых торговых норм и что теперь завоз сигарет и алкоголя стал значительно дороже, так как приходится преодолевать большее расстояние.

Мы понимаем Украину, понимаем, что она хочет бороться с контрабандой, но то решение, которое выбрал Киев, точно не является идеальным.

Есть другие варианты, и один из них сейчас осуждается – обеспечить присутствие молдавских таможенников на приднестровской границе, допустим, в пункте пропуска Кучурган, и разрешить ввоз всех товаров через эту точку.

– В Украине считают, что контрабанда подакцизных товаров – не самая большая беда Приднестровья. Значительно опаснее – контрабанда оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ. Реальна ли эта угроза?

– Нет, я не согласен с таким мнением о контрабанде оружия.

Мы сотрудничаем с украинскими партнерами и считаем, что значительного объема такой контрабанды нет, и наши украинские партнеры тоже не видят такого потока, даже в нынешней ситуации с безопасностью. Препятствование этой контрабанде – вот то, что находится под нашим четким наблюдением.

Да, сейчас есть серьезная проблема незаконного оборота оружия, это факт – очень много оружия оказалось на черном рынке. Но согласитесь,

сейчас значительно выше вероятность того, что оружие попало с Востока Украины, чем что оно было переправлено контрабандой через государственную границу.

– Сообщается, что на нашей границе с Приднестровьем появилось также физическое, боевое усиление – в частности, огневые точки с пулеметами. Вы поддерживаете такие меры?

– Важно понимать, что мы не ответственны за, так сказать, военные вопросы, наша деятельность не касается физической охраны границы. Цель миссии ЕС – обеспечить юридическую и техническую экспертизу, помощь по процедуре пересечения границы. Поэтому мы не могли давать советы по этому поводу.

Хотя действительно, нам известно, что является усиление границы. Сообщалось, что к пограничникам присоединился один батальон Нацгвардии – они приобщены к патрулированию границы и к работе на некоторых пунктах пропуска. И мы видим это усиление, потому что мы тоже присутствуем на границе.

Но что касается дополнительного вооружения и оборудования, то у меня нет возможности предоставить такие данные.

– Что касается реформы таможенной службы – принимают ли во внимание ваши советы, корректно ли идет реформа?

– Мы не ожидали, что Украина будет иметь принципиально новую таможню уже через год после начала реформы. И мы понимаем, что невозможно изменить таможенные процедуры, не поменяв персонал.

Но за год, пока я здесь работаю, сменилось три главы таможенной службы. Это я говорю о высшем уровне, а в Одессе мне пришлось работать с девятью руководителями региональной таможни! Поэтому порой мы видим не смену процедур, а просто ротацию людей.

Помимо этого мы даем свои советы. Сейчас на рассмотрении находится профильный законопроект, и у нас вызывает вопрос уровень изменений в работе таможни. Если не вдаваться в детали, то предлагается, в частности, лишить таможню некоторых полномочий, которые она, на наш взгляд, должна иметь – по европейским стандартам.

Но я хочу обратить внимание на другое.

Похоже, что действующее украинское правительство – так же, как и предыдущие правительства – воспринимает таможню преимущественно как источник бюджетных поступлений. Это неправильный  подход.

Да, пополнение бюджета является важной частью работы таможен в ЕС, но это не означает, что надо закрыть глаза на выполнение других задач.

Есть правоохранительная функция, продвижение торговли в пользу бизнеса.

Мы обсуждаем это с представителями правительства, поднимаем этот вопрос.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.