С какими трудностями сталкивается Украина на пути к наказанию Путина и россиян в Гааге

Вторник, 11 апреля 2023, 14:00

Антон Кориневич – украинский юрист-международник, который в прошлом году, после начала полномасштабного российского вторжения, стал послом по особым поручениям в МИД.

На сегодня он – главный представитель Украины в вопросах, касающихся международного юридического преследования РФ и ее представителей за преступления, совершенные против Украины.

О делах в Международном уголовном суде (МУС) в Гааге, расследовании агрессии в новом международном трибунале, который еще необходимо создать, Антон Кориневич рассказал в студии "Европейской правды" и советуем посмотреть именно видеоверсию интервью, потому что она ярче по эмоциям.

Важнейшие объяснения Антона Кориневича – в текстовом материале На "скамье подсудимых" трибунала будет около 20 россиян: интервью ответственного за суды с РФ.

Коротко, о чем говорил Антон Кориневич:

Мы считаем, что реальнее всего довести Путина до уголовного приговора за преступление агрессии.

Преступление агрессии проще всего доказать. Факт агрессии России против Украины неоспорим, ее противоправность осудили почти все международные организации. Роль Путина в этом преступлении очевидна, поэтому достаточно будет нескольких месяцев для подготовки обвинительных актов и передачи дела в тот суд, который получит полномочия для его рассмотрения.

За агрессию ответственен глава государства, Владимир Путин, но не только он.

В целом международное право признает преступление агрессии элитарным преступлением – leadership crime. Виновными в нем могут быть признаны только те, кто по должности или функционалу имеют способность отдавать приказы на ведение войны.

Мы предполагаем, что обвинения выдвинут где-то против 20 человек.

А вот российских пропагандистов – если только не будет доказательств того, что они участвовали в непосредственном планировании и ведении этой агрессивной войны, – этот трибунал преследовать не будет.

Спецтрибунал по совершению преступления агрессии против Украины – это суд, который должен судить исключительно российскую элиту.

Мы создали неформальное объединение – core group или, как мы ее называем, коалицию по созданию специального трибунала, которая сейчас насчитывает 33 государства и несколько международных организаций и открыта к расширению.

Но у каждого государства может быть свое видение, каким образом создать этот механизм.

Как и рассказывала "Европейская правда", есть три сценария:

– создание спецтрибунала по соглашению Украины с Организацией Объединенных Наций, которое генсек ООН подпишет во исполнение предварительно принятой резолюции Генассамблеи;

– многосторонний договор о создании трибунала между Украиной и заинтересованными государствами;

– так называемый "гибридный", или интернационализированный трибунал.

Термин "гибридный трибунал" уже приобрел в Украине негативную коннотацию, хотя пока мы не знаем, что этот термин означает, поэтому на этом стоит остановиться подробнее.

В основе "гибридного" трибунала должно быть украинское законодательство. Но во всем остальном этот подход гибкий. Этот суд может быть создан в любом месте в Европе; там могут быть украинские судьи и прокуроры, или международные, или смешанный состав.

Для Украины приоритетом является создание не "гибридного", а максимально международного трибунала, который будет действовать от имени международного сообщества. Впрочем, пока выбор не сделан в пользу ни одного из сценариев.

И в итоге для нас главное – чтобы был создан трибунал, который будет судить российских топ-чиновников за преступление агрессии.

Поэтому для того, чтобы юридически осудить Путина, пока он сидит в бункере, надо прописать процедуру судопроизводства "in absentia", то есть заочного производства.

Это – непростая, но реальная задача, о которой мы говорим с нашими международными партнерами.

Но даже то, что происходит до начала процесса, является важным.

Решение Международного уголовного суда об ордере на арест Путина меняет политическую и правовую реальность вокруг этого лица. Теперь Путин официально является подозреваемым в совершении военного преступления, и для тех лидеров, которые себя уважают, встречаться с ним – просто недопустимо.

Как украинский юрист-международник, я предполагаю, что будут ордера на арест нескольких десятков человек.

А подавляющее большинство, тысячи российских военных преступников должна преследовать украинская правовая система.

Я убежден, что, безусловно, россияне совершают геноцид совершают в Украине.

Россияне должны понести за него наказание.

Но для того чтобы МУС начал расследование геноцида, недостаточно доказать то, что россияне уничтожают национальную группу украинцев, украинский народ. Нужен так называемый dolus specialis, то есть умысел осуществить именно геноцид.

Это доказательство отнимает больше времени, но мы работаем над тем, чтобы это произошло.

Подробнее – в материале Сергея Сидоренко На "скамье подсудимых" трибунала будет около 20 россиян: интервью ответственного за суды с РФ.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: