Прочь от Москвы. Как правительство будет помогать украинским экспортерам

Пятница, 18 июля 2014, 17:24 — Юрий Панченко, ЕвроПравда

Перспектива разрыва отношений с Россией означает и полное закрытие рынков Таможенного союза для украинских компаний.

Еще несколько месяцев назад такой сценарий выглядел маловероятным, но уже в пятницу 18 июля премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что не исключает полного ограничения двусторонней торговли с Россией. "Мой прогноз таков: нам необходимо готовиться к тому, что у нас будет почти полное ограничение торговли с Россией в двустороннем формате", - заявил он на совещании по вопросам диверсификации рынков сбыта и источников поставок промышленной продукции.

"Мы в фактическом состоянии войны и говорим - купите, пожалуйста, у нас на миллион долларов нашей продукции. Это как-то не укладывается в моей голове, и я не знаю, возможно, для кого-то это нормально, но для меня это не нормально. Торговое эмбарго (может быть - ЕвроПравда) введено на всю продукцию, на которую можно было ввести. Оставили только то, без чего они обойтись не могут", - подчеркнул Арсений Яценюк.

По оценкам премьера, в случае закрытия российского рынка для украинских товаров сокращение экспорта составит около $5 млрд.

"Я осознаю все экономические последствия. И вы осознаете их. Но я также осознаю, что Россия - это не единственный рынок в мире, на который следует поставлять украинскую продукцию. Поэтому правительство должно сделать все для того, чтобы в краткосрочной перспективе мы диверсифицировали рынки сбыта", - заявил он.

Целью совещания было обсуждение тех мер, благодаря которым правительство может помочь украинским экспортерам компенсировать потерю российского рынка.

Перечень этих мероприятий имеется в распоряжении ЕвроПравды.

Согласно этому документу, общая сумма потерь от закрытия российского рыка будет чуть меньше, чем назвал премьер-министр - $4,3 млрд.

В целом за 2014 год темпы падения украинского экспорта могут достичь 31%.

Во всех отраслях Кабмин прежде всего подчеркивает необходимость скорейшего перехода на систему сертификации ЕС, что позволит нарастить экспорт не только в европейские страны, но и в регионы Азии и Америки.

Что касается общих путей помощи, то стоит отметить планы правительства увеличить с 90 до 180 дней срок продажи валютной выручки.

Также Кабмин планирует открыть пять новых торговых миссий: в Таджикистане, Туркменистане, Индии, Бразилии и Мексике. Еще один способ поддержки — создание национального экспортного агентства, которое будет покрывать риски экспортеров и кредитовать покупателей товаров украинского происхождения.

Сразу стоит отметить, что большинство этих мероприятий уже не первый год оговаривается чиновниками. Некоторые из них, например создание экспортного агентства, бизнес характеризовал как перспективные, а некоторые (например, расширение торговых миссий) - как малополезные.

В любом случае, до реализации этих мероприятий руки у чиновников дошли лишь после того, как угроза потери трети экспорта стала реальной.

Говоря о мерах секторальной поддержки, в правительстве отмечают, что наибольшие потери от закрытия рынка РФ могут понести металлурги.

Потери металлургических предприятий оцениваются на уровне $1,08 млрд в год от экспорта черных металлов и дополнительно в $565 млн - от экспорта продукции из них.

Помощь этой отрасли Кабмин видит в начале переговоров с рядом стран (прежде всего с США, ЕС, Бразилией, Мексикой и Таиландом) об отмене действующих антидемпинговых защитных пошлин на украинскую продукцию.

Также правительство надеется на масштабный внутренний заказ на трубы для модернизации отечественной газотранспортной системы. Объем этих расходов оценивается в $500 млн, большую часть которых должны составлять средства ЕС - потенциального партнера Украины по газотранспортному консорциуму.

На втором месте по потерям - украинское производство железнодорожной продукции. Ее потери оценены в $872 млн.

Помочь отрасли в правительстве надеются благодаря финансированию ЕС программы сертификации украинской железнодорожной продукции, что позволит начать ее импорт по всему миру.

Предусмотрен и масштабный внутренний заказ. Правительство планирует запретить продление срока действия подвижного железнодорожного состава, что потребует масштабного обновления.

В ближайшие 1,5 года планируется закупить 2,5 тыс. поездов и локомотивов, что требует $1,5 млрд.

Правда, не уточняется, как Кабмин собирается привлечь эти средства.

Для стимулирования прихода частного капитала в отрасль правительство предлагает сократить на 15% тарифы для частных грузовых перевозок и на 10% - на перевозки в железнодорожных вагонах нового поколения.

Проблемы электронного приборостроения – а потери отрасли от закрытия российского рынка оценены в $330 млн – предлагаются решить путем проведения антидемпинговых расследований в отношении электродвигателей китайского производства.

Еще одно неоднозначное обещание дают автопроизводителям.

Правительство обещает начать переговоры с ВТО о повышении импортных пошлин на легковые автомобили с нынешних 10% до 25%, как это было до вступления страны в ВТО.

Стоит отметить, что это не первая попытка автомобилестроителей пролоббировать возвращение старых импортных пошлин, однако все они сталкивались с яростным сопротивлением других стран.

Потери аграрного экспорта оценены в $621 млн в год.

В этой отрасли, как нигде больше, правительство надеется на компенсаторный эффект открытия рынка ЕС. Впрочем, одновременно в правительстве надеются на расширение поставок на азиатские рынки. В частности, по утверждению правительственных аналитиков, появляются перспективы экспорта украинских сыров в Южную Корею и Китай.

Помочь выйти на новые рынки, по правительственной логике, должен возврат НДС, который аграрии должны получать в числе первых.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.