Евроинтеграция с листа металла

Пятница, 21 ноября 2014, 15:16 — Юрий Панченко, Европейская правда, Харьков

"Европейская правда" продолжает цикл рассказов об украинских компаниях, выходящих на рынки Евросоюза.

Приобретенный ими опыт бывает бесценным для других предприятий, которые только подумывают о такой возможности.

К тому же пример производителей, которые достигли успеха в Европе, служит живым опровержением мифа – мол, "нам там ничего не светит".

Многочисленные противники интеграции Украины в ЕС настаивают также, что европейский путь "убьет крупные промышленные предприятия востока, прежде всего, связанные с машиностроением".

Именно поэтому нашим следующим героем стало предприятие из Восточной Украины, харьковский "Завод им. Фрунзе".

Предприятие, которое было основано еще в далеком 1885 году, а в советское время работало на весь СССР, сейчас выходит на европейский рынок.

В том числе на очень "тяжелый" и конкурентный рынок Германии.

"Завод им. Фрунзе" выпускает перфорированные металлические листы, которые в советское время использовались только в сельском хозяйстве, в сельхозмашиностроении. По этому профилю они были главным производителем Союза.

 

"Впервые мы попытались выйти на европейский рынок еще в 1996 году, – рассказывает председатель правления предприятия Александр Василенко. – Это была такая себе разведка боем. Нельзя сказать, что эта попытка была полностью неудачной – благодаря металлу, который был намного дешевле европейского, мы продали в Европу около десяти партий".

 

Однако "европейский опыт" того времени длился недолго.

Из-за повышения цен на электроэнергию для предприятий в начале 2000-х себестоимость украинского металла существенно возросла, а поэтому компания постепенно потеряла рынки ЕС.

"Но главная польза от этого периода была в другом – непродолжительный опыт торговли с Европой показал, что наша продукция подходит не только для сельского хозяйства. Она имеет перспективы использования в системах вентиляции, отопления, строительном и промышленном дизайне – а это очень большая ниша на рынке, куда нам хотелось попасть", – объясняет Василенко.

К новому выходу в Европу на заводе готовились более тщательно. Конечно же, пришлось модернизировать оборудование и усилить собственные требования к качеству.

 

"Во время нашей первой попытки закрепиться в Европе мы поняли, насколько их потребитель требователен к качеству. Причем у нас почти не было проблем с качеством перфорирования, но проблемы были с качеством материала", – вспоминает заместитель председателя правления по маркетингу Ирина Песина.

По ее словам, немецкий покупатель, сделав небольшой контрольный заказ, заявил, что большого делать не будет.

"По его подсчетам, листы перфорированного металла, которые мы ему продали, должны весить 1200 кг. Но на самом деле они весили на 100 кг меньше! Мы начали исследовать металлические листы, которые покупаем – раньше нам это и в голову не приходило. Оказывается, при нормативной толщине в 1 мм, в отдельных местах лист был на три, а иногда – даже на десять процентов уже. Такой материал полностью удовлетворял отечественных покупателей, но выйти с ним на рынок ЕС было невозможно", – рассказывает она.

Полностью решить эту проблему не удается и сейчас.

Учитывая, что рынок металлургии в Украине монополизирован (а это не может не влиять на качество и цену), на заводе время от времени приходится отбраковывать партии металлического листа. "И это даже несмотря на то, что цены на него по непонятным для нас причинам скачут вместе с долларом", – отмечает менеджмент предприятия.

"Бывало такое, что нам приходилось покупать листы у европейских металлотрейдеров – чтобы не сорвать контракты.

А потом оказалось, что это листы украинского производителя, который на экспорт делает прокат надлежащего качества! То есть техническая возможность для этого у нас есть", – удивляется Ирина Песина.

Конечно, одного лишь качественного материала недостаточно для создания хорошей продукции.

Готовясь к новому выходу на рынок ЕС, харьковчане модернизировали собственное производство, что позволило поднять уровень качества до европейских стандартов.

"Если раньше мы делали упор на стоимости, что позволяло экспортировать только в страны СНГ и Балтии, то за последние годы нам удалось достичь качества, сравнимого с продукцией немецких или итальянских производителей", – объясняет Александр Василенко.

Повторный выход завода на европейский рынок начался в прошлом году, когда "Завод им. Фрунзе" принял участие в выставке в Ганновере. "На нас вышел покупатель – немецкая компания Schramm, но для выполнения его заказа было необходимо разрабатывать новую штамповочную оснастку. Это требовало дополнительных расходов в несколько тысяч евро, которые неизвестно, окупятся ли. Но мы рискнули и получили новый заказ", – объясняет глава правления завода.

Но дополнительным стимулом, или толчком к Евросоюзу, стали проблемы на российском рынке. Как известно, летом 2013 года деятельность таможни на украинско-российской границе была просто остановлена.

Было очевидно, что со временем сложности на российском рынке будут нарастать.

По оценкам предприятия, сейчас 25% его продукции экспортируется в страны СНГ. А с учетом полуфабрикатов, которые покупают украинские компании для выполнения российских заказов, эта доля несколько возрастает, но не существенно – она составляет около 30%.

Именно поэтому в нынешнем году завод активизировал свое присутствие на европейских выставках.

"Мы начали принимать участие в аграрных выставках, показывая продукцию, которую уже делаем для немецких покупателей. И это дало свои результаты – посетители видят, что украинская продукция не хуже немецкой, но существенно ниже по цене", – рассказывает Ирина Песина.

 

Интересно, что отмена Евросоюзом пошлин на украинские товары не сказалась на работе завода. Дело в том, что их продукция и до того имела нулевые пошлины.

Тем не менее, даже без обнуления пошлин харьковчане надеются на преимущества от Соглашения об ассоциации.

Ведь имплементация Соглашения должна существенно улучшить работу таможни.

"Мы часто слышим по ТВ и от людей – мол, украинское машиностроение не нужно в Европе. Но мы поняли, что это не так. Украинские компании, которые вместе с нами принимали участие в выставках, как правило, находили себе покупателей в Европе.

Именно поэтому мы настроены достаточно оптимистично.

Конечно, мы не питаем иллюзий, что сможем моментально выйти на объемы экспорта, аналогичные прежним поставкам в РФ. Все же в России у нас есть очень много точек продаж во всех крупных городах. Но перспектива конкуренции на рынке ЕС нас теперь не пугает", – говорит Александр Василенко.

По его мнению, больше всего украинскому экспорту в ЕС сейчас мешает нехватка оборотных средств на предприятиях.

"Мы привыкли продавать по предоплате, но в Европе так никто не работает. Приходится работать по европейским нормам.

Это не означает, что нас обманут, но это создает проблему нехватки оборотных средств, которые предприятия пока не могут привлечь в банках – в то время как у производителей в ЕС есть такая возможность", – объясняет Василенко.

По его словам, как только ситуация с кредитованием улучшится, мы увидим гораздо более мощный выход украинских компаний на рынки ЕС.

Ну и, конечно, остается проблема участия украинских производителей в европейских выставках, о которых руководитель завода им. Фрунзе упоминал неоднократно.

Как известно, сейчас действует "антикризисное" постановление Нацбанка №540, которое запрещает валютные перечисления за границу "в случае, если купленный товар не ввозится на таможенную территорию Украины". Под эту формулировку попадают и выставки – участие в них украинских товаропроизводителей оказалась под запретом.

К сожалению, иногда "антикризисные" действия оказываются "антиэкспортными". Поэтому остается надеяться, что со временем НБУ сделает исключение из своего запрета, открыв дверь в ЕС для украинских производителей, которые хотят попробовать работать на богатом, но требовательном европейском рынке.

Статья подготовлена "Европейской правдой" в рамках информационной кампании Stronger Together

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: