"Докопаться до мышей": что ждет экспортера сельхозпродукции в ЕС?

Четверг, 22 января 2015, 19:08 — Надя Кайданович, Сергей Сидоренко, Европейская правда

Украина и Грузия – дружественные страны с политическим сходством, но совершенно непохожей друг на друга экономикой. У нас различная структура экспорта, наш ВВП выше грузинского в шесть раз (по итогам 2013 года).

В вопросе экспорта в Европу, как оказалось, нам есть чему поучиться у грузин.

Знаете ли вы, что такое голубика (кроме того, что это – ягода)? В Грузии до недавнего времени тоже мало что о ней слышали, а теперь производитель этой ягоды – гордость правительства аджарской автономии.

"Дело в том, что на рынке ЕС явный дефицит голубики. Культура модная, в некоторых странах ЕС ее в обязательном порядке выдают школьникам. Но наполненность рынка – порядка 60%", - делится с ЕвроПравдой Ираклий Парцвания, директор батумской компании Vanrik.

"Наш первый урожай уже пошел на экспорт и мы купили еще 326 гектаров. И если все пойдет по плану, то через пару лет мы будем самой крупной плантацией голубики в  Европе", - с гордостью говорит он.

Впрочем, эта история  не только и не столько о голубике. Речь о том, как грузинская компания смогла получить сертификат GlobalG.A.P., открывший для нее экспорт в ЕС.

А заодно – о том, как в Vanrik оживили депрессивный сельский район.

 

Эта история дополняет опыт украинских экспортеров в ЕС, о которых ми писали ранее.

Афганский путь

 "Чай грузинский, третий сорт. С дровами", - этот мем помнят многие из тех, кто застал времена СССР. Аджарский чай, конечно же, не пережил переход к открытому рынку. Возможно, сегодня грузины и могли бы выращивать продукт лучшего качества, но их бывшая ниша в странах СНГ уже занята.

А вместе с Союзом умерла чайная инфраструктура, превратив богатые села при грузинских совхозах-миллионерах в депрессивные микрорегионы.

Такие, как село Лаитури, в 50 км от Батуми.

Но спустя 20 лет у  биологов и селекционеров советской закалки вновь появилась работа.

"Выращивать голубику мне предложили в USAID, у них был готов бизнес-план, - рассказывает Европейской правде Ираклий Парцвания. Первые саженцы нам пришлось покупать в Белоруссии. Но одновременно создали лабораторию, чтобы разводить культуру самостоятельно. Пришлось воспитывать научные кадры.

В советское время в Батуми были биологи и селекционеры, с развалом Союза они оказались не востребованы и "разбежались по барахолкам да магазинам", говорит бизнесмен. "Нам удалось вернуть их на привычные рабочие места и сейчас успешно клонируем саженцы и для себя, и на продажу", - с гордостью отмечает он.

 

Естественно, столь экзотическую культуру в Грузии есть смысл разводить исключительно на экспорт – в ЕС или в США. А европейские нормы контроля за качеством в сфере сельхозпроизводства – это то, что отпугивает большинство производителей даже в Западной Украине, не говоря уже о Грузии.

Как ни странно, но успех Vanrik в этой сфере обеспечил... афганский опыт компании.

"Бизнесом моей семьи раньше были поставки в Афган для натовского контингента. Мы, конечно, не оружие поставляли – стаканчики, тарелочки. Соответственно, мы уже знали, что у американцев и европейцев есть определенный  уровень требований к качеству.

Поэтому мы еще на начальном этапе начали сертификацию производства по системе GlobalG.A.P. Это – один из универсальных сертификатов, который открывает дорогу на рынок Европы. Приглашать европейских проверяющих совсем не обязательно – по всему миру полно сертифицирующих организаций, у которых есть право его выдавать", - рассказывает Парцвания.

"Мышь с газетой"

Процесс сертификации для сельхозпроизводства – достаточно сложный, но ничего невыполнимого в нем нет, уверяет Екатерина Котрикадзе, специалист Vanrik по внутреннему контролю за качеством.

"Обязательное обследование медработников раз в два месяца, самостоятельное проведение оценки качества продукции, использование разрешенной сельхозхимии и бытовой химии, разделение производства на "чистую" и "грязную" зоны – все это выполнимо. В итоге потребитель знает, что продукция, которая контролируется на всех этапах, безопасна", - поясняет она.

Но это лишь базовые требования – те, что выдвигает ЕС.

"У сетей гипермаркетов – свои внутренние стандарты. А поскольку надо подстраиваться под конкретного клиента, мы изначально пытались выполнять усиленные нормы. По безопасности продукции они стыкуются с GlobalG.A.P., но дальше идут расхождения. Иногда, когда о них узнавали, у нас глаза на лоб лезли, – признается Котрикадзе. – Здесь возникают вопросы охраны труда, вывоза и разделение мусора, защиты экологии".

В какой-то момент владелец компании даже краснеет от возмущения.  "А их нормы гуманного отношения к животным – это какай-то бред!" - негодует грузинский бизнесмен.

Речь идет о "газовых пушках", которые отгоняют птиц от плантаций и – отдельная тема – о "гуманных мышеловках" для грызунов.

"Гуманные мышеловки – это когда мышка туда попадает, и ее не только нельзя убивать – ей там надо газету дать почитать, телевизор включить. У них там, в Европе, есть специальные службы, которые потом забирают пойманных грызунов и увозят куда-то в спецпункты. Даже не представляю, куда.

Мышеловки-то мы купили, но в Грузии нет службы, которая их вывозит! И не сомневайтесь, именно к этим аспектам цепляются проверяющие", - рассказывает Парцвания.

Впрочем, практика показала, что при желании экспортировать в ЕС соблюсти можно и эти нормы – без ущерба для бизнеса.

"В общем, мы предоставили им документ, что мы вывозим мышей за 20 км и живыми выпускаем на волю, обеспечивая трехразовым питанием и свежими газетами", - с юмором рассказывает бизнесмен.

 Экспорт без права

В Украине, к слову, также производят голубику – за 5 лет ее производство выросло в 5 раз, пишет профильный портал "Латифундист".

Не каждый производитель предает ее в ЕС.  

И даже те, кто экспортирует продукцию, не всегда имеет юридическое право делать это. Поэтому в киевских супермаркетах в сезон можно купить голубику в разы дешевле, чем в ЕС.

"Я мог экспортировать и без сертификата. Когда мы только готовились собирать первый урожай, ко мне поступали реальные предложения.

Передо мной стоял выбор – либо я продаю в торговые сети напрямую, под своим именем, по цене 4-4,5 евро за килограмм, либо ко мне приезжает добрый польский или турецкий мальчик, скупает все за 2-2,5 евро и говорит – не волнуйся, мне не нужны твои сертификаты, я и так заберу. Он завозит ягоды в Польшу и делает вид, что это его продукция, поскольку у него есть маленький участок и сертификат.

 

Так что стоит выбор: либо ты экономишь на сертификации и остаешься "банановой республикой", либо потратишься изначально, но возместишь дополнительные затраты за 1-2 сезона", - делится опытом Парцвания.

Русский вопрос

"У нас были сельские туалеты, с дыркой. Проверка приехала и сказала – такое не пойдет. Краны должны быть, дезинфекция", - рассказывает Екатерина Котрикадзе.

"Пришлось сделать. И когда представитель GlobalG.A.P. приехал, он восхитился – говорит, что такого туалета в Европе не видел. Посреди поля стоит не туалет – дворец, если по сельским меркам. Наши перестарались, слишком шикарно сделали", - с улыбкой говорит она.

Сертификация успешно завершилась в 2014 году, когда плантация Varnik вышла на первый промышленный сбор урожая.

"Правда, в Британию, мы продали только 18 тонн. Хотели продать больше, но тут в игру вмешалась матушка Россия. Не подумайте – позитивно.

А знаете, в чем разница? Европейский покупатель говорит: мне нужно вот этого сорта столько ящиков такого калибра и столько – такого. А русские говорят: голубику давай! Какие еще сорта?" - говорит Парцвания.

Но заказа из России – недостаточно. Нужно также получить право на экспорт от властей РФ.

И вот здесь сыграл фактор туалетов.

"Россельхознадзор приехал на проверку, взглянул на туалеты и обалдел. Говорят – "да вы образцовое производство"".

В итоге Varnik стал первой за 8 лет грузинской компанией, которая получила разрешение на поставку ягодной продукции в РФ.

"И это понятно – когда ты готовишься к более высокому уровню, то на менее конкурентном рынке – в той же России или в Украине – ты становишься образцом и лидером.  В итоге мы решили весь остаток урожая направить в Россию. А в ЕС – и это главное – мы "засветились". И на следующий год, когда пойдет больше урожая, нас уже будут помнить", - пояснил директор.

Фактор денег

Начальная подготовка к сертификации отбирает больше времени, чем денег.

Екатерина Котрикадзе показывает огромные папки, поясняя: основное время при сертификации занимает бумажная работа.

"Вот тут вся процедура расписана, пошагово. Что должен делать сотрудник; когда он пришел; как он руки моет, переодевается; где раздевалка мужская, где женская; кто стирает спецодежду и так далее. Вот работник ягодку сорвал с куста – что он с ней должен сделать? Почти год ушел на подготовку всего этого", - поясняет она.

 

Тем не менее, даже эта работа требует не только времени, но и квалификации. К сертификации надо готовиться, понимая, какие вас ждут узкие места.

Для Украины и для Грузии эту работу зачастую готовы оплатить международные доноры.

"Есть нидерландская программа помощи развивающимся рынкам PAM, оттуда приезжал эксперт бесплатно, который был готов научить, посмотреть, подсказать. Мы оплачивали лишь его проживание", - говорит Парцвания.

В Украине в вопросе сертификации по GlobalG.A.P. ситуация несколько хуже, чем в Грузии.

"В Украине нет специалистов, которые бы предоставляла услуги по сертификации предприятий по стандарту GlobalG.A.P. – из-за отсутствия у них аккредитации на проведение такой сертификации. К тому же сертификация - это верхушка айсберга. Сперва нужно построение системы", - поясняет Катерина Онул, представитель International Finance Corporation (IFC).

На сегодня не более 10 украинских сельхозпредприятий сертифицировано по GlobalG.A.P. В основном это - средние и малые фермерские хозяйства, утверждают в IFC.

"При этом сертификация по стандарту GlobalG.A.P. пользуется все большим спросом. Сейчас спрашивать сертификат у своих поставщиков начали торговые сети, которые функционируют в Украине", - утверждает Онул.

Чтобы заполнить нишу, в IFC готовят украинских консультантов, готовых консультировать бизнес о введении GlobalG.A.P. и подготовить предприятие к сертификации.

И, наконец, не стоит забывать, что второй раз пройти путь – гораздо проще, чем впервые.

Грузинская компания Vanrik сейчас готовится к сертификации "по второму кругу".

"Мы готовим сертификацию для экспорта культур второго плана – это ирга, о которой у нас никто и не слышал; беби-киви; хурма, из которой мы делаем изгородь; ежевика, которой мы оплетаем изгородь. Пусть каждый квадратный метр работает! – рассказывает Ираклий Парцвания. – Да, по каждой культуре надо пройти снова GlobalG.A.P., но теперь все – намного легче. Слово "голубика" заменяем словом "хурма" – и документация готова".

Статья подготовлена "Европейской правдой" в рамках информационной кампании Stronger Together

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.
Реклама: