1,8 млрд евро в обмен на реформы. Какие новые обязательства взял Киев?

Среда, 27 мая 2015, 12:42 — Юрий Панченко, Сергей Сидоренко, Европейская правда

В распоряжении "Европейской правды" оказался текст меморандума о выделении Украине кредитной помощи ЕС в размере 1,8 млрд евро.

Этот документ торжественно подписали на прошлой неделе в Риге, в присутствии президента Петра Порошенко. Идея о выделении средств – не нова, она уже прошла все этапы согласования в Брюсселе, а 25 марта кредит одобрил Европарламент.

Но детальные условия предоставления Украине миллиардных средств публикуются впервые.

Как следует из документа, Украина взяла на себя ряд обязательств. А поскольку ни Кабмин, ни Еврокомиссия не публикуют детали договоренности, "Европейская правда" решила раскрыть их для общественности.

Макрофинансовая помощь будет выделена тремя траншами, каждый по 600 млн евро. Каждый последующий транш должен быть направлен Киеву не ранее, чем через три месяца после предыдущего.

"Мы ожидаем, что первый транш будет предоставлен уже до конца первого полугодия (то есть в июне. – ЕП). Но для этого надо, чтобы ратификация меморандума состоялась в Верховной раде очень быстро", – рассказал "Европейской правде" вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис.

По его словам, второй транш ожидается в конце текущего, а третий – в начале следующего года.

Впрочем, сроки поступления средств в Украину могут оказаться намного больше – все зависит от успехов украинских властей в проведении реформ. Всего действие меморандума рассчитано на два с половиной года – до конца 2017 года.

Гарантий поступления европейских миллиардов у Киева нет.

"Но поступление всех средств, кроме первого транша, связано с тем, будет ли Украина выполнять условия ЕС.

Чтобы не потерять эти деньги, Украина должна выполнять реформы и другие требования, предусмотренные меморандумом", – подчеркнул Домбровскис.

Этот пакет макрофинансовой помощи от ЕС – третий по счету. Ранее Киев получил 1,61 млрд евро по данной программе. Таким образом, с учетом новой договоренности общая макрофинансовая помощь Украине составит 3,41 млрд евро, что, как подчеркивают в Брюсселе, является наибольшей финансовой помощью не члену ЕС за такой короткий период.

Но вернемся к условиям.

Как уже сказано, первые 600 млн евро будут выделены без дополнительной проверки. Что касается оставшихся двух траншей, то для их получения украинские власти должны продемонстрировать успех в реализации ряда реформ. 

Так что же обязалось выполнить
украинское правительство?

Подавляющее большинство обязательств трудно назвать новым. А многие из них и вовсе традиционны для страны.

Например, проект госбюджета на 2016 год должен быть внесен в Верховную раду в середине сентября, после чего – опубликован в интернете. Однако это – требование Бюджетного кодекса! Другое дело, что до сих пор, в том числе в правительстве Яценюка, эти сроки традиционно срывались. 

Теперь у Кабмина появился финансовый стимул соблюдать законодательство. Сорвав, по старой привычке, бюджетный процесс, правительство Яценюка рискует потерять миллиардную сумму. 

Также для повышения бюджетной стабильности ЕС требует ограничить количество поправок к госбюджету. И сделать это нужно будет уже с 2016 года. Это нанесет серьезный удар по популистам как в парламенте (когда в бюджет в угоду партийным рейтингам вносятся неподъемные для страны соцвыплаты), так и в правительстве (когда Кабмин сознательно закладывает невыполнимые  бюджетные параметры – из расчета, что Рада все равно их исправит).

Заслуживает внимания требование об обязательной публикации условий и хода всех госзакупок, а также введение системы электронных торгов. Оба этих пункта уже сейчас входят в число приоритетов работы Минэкономразвития. Более того, основные реформы в этой сфере планируется проведести как раз до конца года.

Договоренность с ЕС – хорошая причина не допустить срыва этих сроков 

Аналогично в число приоритетов правительства входит запуск работы Национального антикоррупционного бюро, специализированного бюро антикоррупционных расследований и Национального агентства по предупреждению коррупции. Все эти планы также нашли отражение в меморандуме. 

В перечне требований ЕС нашлось место и для "социалки".

Кабмин должен обеспечить эффективное предоставление социальных льгот и услуг для переселенцев, а также разработать компенсационные механизмы для домохозяйств, защитив их тем самым от повышения тарифов на энергоресурсы. 

 нажмите для просмотра документа

Требования по приватизации в меморандуме отсутствуют.

Вместо этого украинские власти должны принять закон, преобразующие унитарные предприятия в акционерные общества, а также провести аудит ста крупнейших госкомпаний (многие из которых – дотационные, хотя могли бы приносить прибыль).

В разделе улучшения бизнес-климата Украина обязалась сделать более прозрачной работу Антимонопольного комитета.

"Конкурентная политика должна измениться в соответствии с требованиями экономической части Соглашения об ассоциации", – пояснил "Европейской правде" комиссар Домбровскис.

В частности, должны быть ограничены сроки принятия решения в АМКУ, увеличен порог, свыше которого уведомление регулятора о слиянии бизнесов является обязательным. Также Киев обязался публиковать материалы, поясняющие принципы формирования сумм денежных взысканий с нарушителей конкурентных правил.

Еще одна очень хорошая новость для бизнеса – правительство обязалось снизить объем задолженности по невозвращенному НДС, не используя при этом НДС-облигации.

Впрочем, конкретный предел снижения НДС-задолженностей, которого должна достичь Украина для выделения средств, в меморандуме не указан. По сути, это означает, что Украине достаточно будет лишь не наращивать долг перед экспортерами. 

Другой шаг, существенно влияющий на украинский бизнес – требование указывать всех бенефициаров компаний. Помимо этого, ЕС настаивает на создании механизмов проверок и контроля над этой информацией, делающих манипуляции невозможными.

Немаловажно, что украинские власти обязались воздерживаться от введения новых торговых мер, ограничивающих или искажающих торговлю. Брюссель хочет застраховаться от истории 2014 года, когда Кабмин в нарушение Соглашения об ассоциации ввел импортную пошлину.

Что касается уже введенных защитных пошлин, то правительство, по информации ЕвроПравды, готовится к их досрочной отмене.

Еще одно из ключевых условий выделения средств – успешное сотрудничество Украины с МВФ и выполнение требований фонда.

Ведь мы рассматриваем макрофинансовую помощь ЕС как часть большего пакета помощи стоимостью $25 млрд, предоставление которых Украине согласованно между МВФ и рядом доноров, включая ЕС", – рассказал европейский чиновник.

И, наконец, ЕС настаивает на радикальной реформе госслужбы.

Согласно меморандуму, сразу после принятия пакета новых законов о госслужбе, правительство обязано заново провести все конкурсы на замещение должностей в госсекторе. 

Как видно, в целом требования ЕС лишь повторяют ключевые обещания украинских властей. И лишь в отдельных случаях эти требования предусматривают какие-либо новые, еще не анонсированные украинской властью реформы. 

Именно поэтому не менее важными являются механизмы контроля за работой Кабмина.

Доверяй, но проверяй

Начиная с июня украинские власти должны ежемесячно предоставлять Еврокомиссии данные о макроэкономической ситуации, об объеме ресурсов и задолженностей, а также о ходе реализации каждой из указанных в меморандуме реформ.

Например, в вопросе реформирования антимонопольной системы ЕС должен получать сведения о среднем количестве дней на проведение расследований АМКУ.

ЕС интересует все: число проверок Антикоррупционным бюро, количество рекрутинговых конкурсов на замещение должностей в госаппарате или ход аудиторских проверок госпредприятий. 

В новейшей украинской истории – в 2008 году – уже был период, когда украинским властям верили на слово эмиссары МВФ. Однако после первых обманов со стороны правительства Тимошенко проверки фонда стали чрезвычайно жесткими, а под каждую названную цифру начали требовать массу доказательств.

Похоже, подобную эволюцию пережили и чиновники Еврокомиссии. Давно миновал период готовности помогать стране финансами в обмен на обещания реформ, теперь пришла пора жесткого контроля над каждым шагом их реализации.

Такой контроль, без сомнения, должен пойти на пользу. Возможно, не украинским чиновникам, но стране – наверняка.

Кредитные условия

И, наконец, нельзя хотя бы коротко не упомянуть об условиях кредита.

Особенность макрофинансовой помощи ЕС состоит в том, что ее параметры пока не зафиксированы документально, однако наверняка известно, что это – самые дешевые деньги, которые только могут быть найдены Украиной.

Процентные ставки кредита ЕС традиционно ниже, чем у кредита МВФ, а продолжительность – выше.

"Схема работает следующим образом – Евросоюз сам ссужает эти средства на рынке под свою ответственность и уже после этого дает их Украине. Поскольку у нас самый высокий кредитный рейтинг AAA, условия кредита оказываются значительно более привлекательными, чем если бы Украина самостоятельно искала их".

Конечная формула ставки (она будет плавающей, в зависимости от базовой ставки EUBOR) и длительность кредита будут известны позже.

"В соответствии с согласованными параметрами, ЕС будет привлекать средства на период не более 15 лет", - рассказал представитель Еврокомиссии.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.