История черкасских орехов, ставших лакомством для королевской семьи в Нидерландах

Понедельник, 11 января 2016, 13:20 — Ирина Коваль

В 2015 году мы впервые провели конкурс работ региональных журналистов, пишущих на европейскую тематику. Успех этого конкурса, скажем честно, стал неожиданностью даже для нас самих – качество и количество работ превзошло наши ожидания.

Как и обещала "Европейская правда", мы републикуем лучшие работы, присланные на конкурс. Все они вышли или были опубликованы в интернете в региональных изданиях в течение 2015 года.

Начинаем мы не с победителя, а с текста, который получил вторую премию и особую награду – "Выбор Европейской правды". Ее автор работает в черкасской газете "Нова доба". Статья публикуется на ЕП с незначительными редакционными сокращениями.

* * * * * 

 

"Лихие 90-е" для всех проходили по-разному: кто-то поддался панике и депрессии и потерял нажитое годами. А кто-то смог быстро сориентироваться и выйти на новые рынки.

Руководитель черкасского предприятия "Коопзовнішторг" Анатолий Погребняк сумел сохранить деловые связи, налаженные еще с советских времен, и организовал на Черкасчине прибыльный бизнес по сбору, переработке и экспорту сельскохозяйственных культур.

Основными продуктами экспорта стали вовсе не пшеница, ячмень или подсолнечник, которые обычно везут из аграрной области, а... тыквенные семечки и ядра ореха.

Противники европейского выбора Украины часто говорят о низкой конкурентоспособности наших товаров на рынке Европы. Однако экспортируемые с Черкасчины орехи имеют такое высокое качество, что вот уже 20 лет попадают на королевский стол.

Еда для космонавтов

Хранение или продажа валюты в Советском Союзе, как известно, преследовалась законом. Однако были на Черкасчине люди, которые работали с валютными потоками вполне легально. Сотрудники объединения "Союзкоопвнешторг", в частности – его "черкасского представительства", экспортировали плодоовощную продукцию и лекарственные растения в страны Европы, Северной Африки и Японии.

Только две области (Черкасская и Хмельницкая) имели прямые связи с всесоюзным объединением, поскольку обеспечивали наибольшие объемы поставок – удельный их вес только из Черкасской области составлял почти 5% общего экспорта.

"Однако с распадом Советского Союза исчез и "Союзкоопвнешторг". С созданием всеукраинского объединения особенно не спешили, поэтому я проявил инициативу и создал частное акционерное общество "Коопзовнішторг". Это дало рабочие места двум сотням людей и позволило сохранить и развить сеть деловых контактов", – рассказывает Анатолий Погребняк.

Во времена СССР с Черкасчины на экспорт за границу поставляли тыквенные семечки, ядро ореха, каштан, плодово-ягодную продукцию, а также лекарственные растения, среди которых – "татарское зелье" и растение-паразит омела. Пять черкасских заводов занимались переработкой этой продукции, а один из них – Уманский экспериментальный консервный завод – производил еду для первых советских космонавтов.

Сначала заготовители старались сохранить весь ассортимент советского образца, а войдя в Украинскую зерновую ассоциацию, некоторое время экспортировали подсолнечник, пшеницу, ячмень и даже минеральные удобрения. Однако в итоге решили остановиться на наиболее перспективных и рентабельных культурах.

Таким оказался орех, который называют грецким, а на самом деле выращивают в Украине.

"В 1997 году никто не верил, что можно проводить заготовку ореха в больших объемах. Мы начинали, по сути, с мелочевки – 18 тонн, однако довольно быстро довели заготовку до 600-700 тонн в год, а в последнее время заготавливаем до 1 тыс. тонн", – вспоминает Погребняк.

"Учитывая, что целое ядро ореха на мировом рынке стоит 3-3,5 долларов за килограмм, это может быть довольно прибыльным бизнесом, если наладить работу по созданию промышленных ореховых садов, уменьшить налоговое давление на предпринимателей и убрать коррупционную составляющую", – добавляет он.

Пойдемте в ореховый сад

Сейчас Украина не может похвастаться серьезными ореховыми плантациями. Наши 2,5 тысячи гектаров значительно уступают молдавским 14 тысячам. Что же касается достижений серьезных игроков "орехового бизнеса", то здесь нам еще "догонять и перегонять Америку".

"Украина входит в десятку стран-экспортеров ядра ореха. Возглавляют этот список Америка, Канада и Китай. За ними следуют Япония, Франция и Турция. Очень динамично сейчас развивается Молдова, которая постепенно вытесняет нас с рынка.

И это очень обидно, ведь без соответствующей государственной политики Украина может очень быстро потерять свою долю на мировом рынке", – констатирует бизнесмен.

Что же мешает "ореховому бизнесу" развиваться?

Анатолий Погребняк почти не упоминает о каких-либо проблемах с иностранными партнерами. Основные неурядицы украинских экспортеров – это значительная налоговая нагрузка и черный рынок, делающий продукцию честных предпринимателей менее конкурентоспособной.

"Работать с иностранцами – сплошное удовольствие. Они соблюдают законы и держат слово. Вот уже двадцать лет мы работаем с итальянской компанией "Агрикол-семи", крупной французской компанией-переработчиком "Ярден" и их земляками – "Рабат энд компани", имеющей представительства в Сирии и Ливане, сотрудничали с австрийцами и голландцами.

В сложные времена, когда не хватало ресурсов, договаривались с иностранными партнерами о предоплате и со своей стороны старались выполнять все обязательства. Проблема в другом – в несовершенстве законодательной базы и "серых" схемах экспорта, по которым в Турцию, Сирию и Россию ежегодно вывозится около половины семян орехов", – объясняет наш собеседник.

Самыми успешными годами для своего предприятия Анатолий Погребняк считает период с 1995-го по 2009-й. В настоящее время предприятие ежегодно вкладывало около миллиона в развитие, приобретя четыре изотермических помещения и полностью оборудовав их.

Сейчас переработка, сортировка и калибровка орехов осуществляются на двух производственных мощностях. И хотя число рабочих на предприятии значительно сократилась, однако объемы продукции для экспорта стараются не сокращать, а наоборот, наращивать.

"Сейчас у меня работает всего 15 человек. Часть задач, конечно, выполняют машины –

вот эта, раскладывающая половинки по цвету, например, стоит полмиллиона евро", – говорит он.

Однако сортировка орехов – дело тонкое. На большинстве этапов это – ручная работа, ведь машины не дают нужного качества.

В целом же на предприятии пять сортировочных машин, с помощью которых рабочие очищают орехи от примесей и добавок (по европейским стандартам на 10 кг орехов должно быть не более 4-8 маленьких кусочков скорлупы; конечно, недопустимы гниль и перегородки между "бабочками").

Потом наступает время сортировки по размеру.

По этому показателю различают 20 наименований, среди которых – "бабочки", "половинки", "четвертушки", "восьмушки" и "крошка".

Помимо этого, орехи сортируют по цвету. "Ореховая палитра" насчитывает 10 оттенков – от соломенного до кофейного.

Очищенные, откалиброванные и упакованные орехи проходят сертификацию в санитарной и карантинной службах, а также получают сертификат происхождения. Образцы продукции "путешествуют" в Европу, а после согласования с зарубежными партнерами туда же выезжает основная партия товара.

"Самыми скрупулезными в процессе проверки качества готовой продукции являются наши партнеры из Германии и Австрии, однако даже от них какие-либо замечания – это большая редкость", – говорит предприниматель.

Это подтверждает предложение Нидерландов аттестовать продукцию "Коопзовнішторга" на награду "Знак качества",

ведь черкасскими орехами лакомятся даже при королевском дворе.

"Наши орехи используют для изготовления кондитерской продукции экстракласса и дорогих сыров. Обычно на 1 кг идет от 720 до 800 половинок", – рассказывает Анатолий Погребняк.

Орехи, выращенные на Черкасщине – экологически чистые, а ручная очистка, сортировка и калибровка позволяют им конкурировать с аналогичной продукцией Европы и Америки. Однако отсутствие государственных дотаций усложняет работу местным бизнесменам, ведь их европейские коллеги постоянно ощущают финансовую поддержку правительств своих стран.

"В Европе дотируют не только выращивания зерновых, но и выращивание и переработку тыквенных семечек и промышленное выращивание орехов. У нас же крестьянские хозяйства облагаются дополнительными налогами.

 Принимая орехи у населения, заготовитель должен оплатить дополнительно налог от 17% до 20%. Либо же крестьянин должен предоставить справку "3 ДФ" – о том, что он освобождается от уплаты налога на доходы".

Понятно, что бумажная волокита и лишние расходы никого не привлекают. Это побуждает все больше крестьян сдавать орехи перекупщикам, которые вывозят товар за рубеж, минуя таможню. А мимо бюджета, соответственно, проплывают тысячи долларов.

Наши перспективы

Перенимая опыт европейских коллег, черкасские бизнесмены не теряют надежды работать и честно, и успешно. Черкасцы даже основали Всеукраинскую ореховую ассоциацию.

Биологическая урожайность ореха в Украине (только тех площадей, которые сейчас имеем) – 70-80 тысяч тонн. А официально через таможню проходит всего 15-20 тысяч тонн. Из ста саженцев на гектаре можно иметь 4-5 тысяч долларов ежегодно, и это притом, что орех не нуждается в таком тщательном и дорогостоящем уходе, как другие сельскохозяйственные культуры.

Сейчас часть черкасского ореха продается и на внутреннем рынке – кондитерским и пекарням Ровно и Львова. Покупают орехи также представители частного бизнеса – владельцы небольших кафе и ресторанов. Однако европейский рынок остается приоритетным.

"Я уже 30 лет в этом бизнесе, однако сейчас (с подписанием Соглашения об ассоциации. – ЕП) открываются новые горизонты, а значит, все только начинается", – резюмирует Анатолий Погребняк.

Автор: Ирина Коваль,

Черкассы,
газета "Нова доба"

републиковано "Европейской правдой" с разрешения автора

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.